К сожалению, ничего лучше со времен изобретения христианства не придумано еще... на всё есть один ответ - любовь . Однако мы можем размышлять над этой максимой сколько угодно.
На внутригосударственном уровне вопрос войны и мира решается довольно просто. В частности, в след за Гоббсом, Локком и Руссо мы предполагаем существование общественного договора между людьми - ситуации в которой часть своей свободы мы отдаем третьему лицу, таким образом создавая государство, которое гарантирует нам самые главные права, суд и неприкосновенность частной собственности. Тем самым решается главная проблема: война всех против всех. В международных отношениях практически невозможно создать такое над-государственное образование или супер-государство. В итоге, неизбежно мировая политика становится ареной для войны и противостояния.
Однако неолиберальный подход к изучению международных отношений и мировой политики предполагает, что состояние войны можно избежать. Для этого нужно, чтобы страны демократизировались (Кант пишет о республиканской форме правления), поскольку в демократических обществах граждане выбирают власть и не станут голосовать за тех, кто будет отправлять их проливать кровь. Второй аспект - это институциональная рамка, которую создают государства между собой. Таким образом они выстраивают структуру правил игры. Институты в данной системе могут быть как формальные, так и неформальные, такие как репутация. Третий ограничитель войны - это взаимозависимость. Ситуация взаимного проникновения государств друг в друга на экономическом, социальном, культурном и политическом уровнях. Чем теснее сотрудничество государств, тем меньше шанс, что они будут воевать друг с другом. Война в таком случае становится совсем неприбыльным делом.
Европейский Союз подтверждает эту концепцию международных отношений. Старая Европа сама по себе – это Ближний Восток современности – место постоянных войн и борьбы за власть. С 19 века, на протяжении 150 лет, между Францией и Германией велись войны за два важных ресурса: уголь и сталь. Регионы Эльзас и Лотарингия, пропитанные кровью, по несколько раз переходили из рук в руки. Чтобы решить данную проблемы первым делом европейцы объединяют эти две экономические отрасли. Современный ЕС начинается с Объединения угля и стали (1952 год). Европейский Союз решил эту проблему за счет экономических взаимосвязей. Они не воюют, поскольку ресурсы, за которые раньше проливалась кровь, стали общими. В последствие европейцы стали строить общий дом, общую идентичность, основанную на ценностях Просвещения, общей трагедии Второй Мировой войны и Холокоста.
Давайте развенчаем всё сразу: экономическая зависимость и республиканская форма правления не всегда гарантируют мир. Смотрите: накануне Первой Мировой войны (или Великой Войны) страны были ужасно экономически интегрированы друг в друга, монархи были родственниками, однако, мир это не спасло.
Марксизм с другой стороны говорит, что войны возникают как раз из-за частной собственности, желания добычи. Отмирание понятий государство и частная собственность должны привести к миру во всем мире. Однако мы понимаем, что этого пока точно не будет. Возможно шеринговая экономика поспособствует этому. Будущим поколениям буде не важно обладать, а будет важно использовать (как ситуация с ЕС). Но давайте зададимся вопросом: спасет ли нас это от войны за идеи, за веру?
Перекинем свой строгий взор на мир. Какие стоят перед нами основные проблемы? Кем бы мы не были - левыми или правыми - проблемы одни и те же: бедность (разрыв уровня доходов), экология, образование, религия, общая ксенофобия и нетерпимость (давайте сюда включим всякие культурные аспекты). Каждый может дополнить мой список, но я думаю, что сценарии останутся прежними.
Поэтому основной мой ответ таков: образование и воспитание, уверенность в завтрашнем дне. Ничего больше не спасет мир от разрушения.
Дети рождаются чистыми листками бумаги, и, что мы на них начертаем, то и выгорит.Нам нужно воспитывать и образовывать детей. Им нужно прививать сложность мира. Им нужно рассказывать, что на сложные вопросы нет простых ответов. Не нужно бояться других культур. Они, порой, подчиняются той же логике, что и наша. Большую роль в этом играет открытость мира, кино, музыка и сеть.
К примеру, Швейцария - страна, в которой на единицу человека приходится самое большое количество единиц оружия, однако, насильственных преступлений крайне мало=). В США, где разрешено даже ношение огнестрела, в год убивают меньше чем в России от ножа. Таким образом, мы можем заключить только одно: давайте просвещать людей и давать им право голоса, давать им право распоряжаться жизнью. Вот он ключ к миру во всём мире.
Всем любви=)
Если только люди, как в мультфильме "Зверополис", подавят свои животные инстинкты, а тестостерон перестанет вызывать агрессию. Ну, или люди поймут, что если они разворуют всю планету, то никому ничего, в итоге, не достанется.