О том, как можно одновременно быстро читать и качественно воспринимать информацию, мы написали в статье “Скорочтение — миф или реальность, можно ли читать быстро, не теряя понимания?”. В данном случае перед нами стоят сразу две задачи – быстро читать и запоминать подробности. Чтобы быстро читать, необходимо практиковать методики скорочтения, а также выполнять упражнения. О том, какие методики бывают, мы рассказали в статье.
Какие методики вы можете использовать для разгона?
Чтение со шторкой. Отличная простая тренировка и для взрослых и для детей. Вам понадобится обычный листок бумаги, который нужно плавно вести вниз по странице, закрывая строчку за строчкой. Ваша задача – успевать прочитать строку, пока она не закрылась. Возвращаться назад, разумеется, нельзя.
Чтение с указкой. Этот метод часто используют с детьми, чтобы они начали читать быстрее. Чтобы ускориться, нужно вести карандашом или пальцем внизу строки. Глаза должны поспевать за движениями руки. Следите за тем, чтобы “указка” не останавливалась и не замедлялась, упрощая задачу.
Еще одно простое упражнение, связанное с движениями рук – чтение с моторчиком. Для того, чтобы выполнить его, сложите ладони в замок, а большие пальцы оставьте свободными. Начинайте вращать большими пальцами (вокруг друг друга), чтобы получился мотор. Читая текст, параллельно включите мотор, и вы ускоритесь.
Методика “Начало-конец” подходит для более продвинутых. Она также развивает периферическое зрение. Суть в том, чтобы, вооружившись карандашом, ставить точку в начале и конце каждой строки. Эти точки вы должны фиксировать глазами, игнорируя остальную строку. По мере натренированности, ваш взгляд будет захватывать все больше рядом стоящей информации. Лучше, если тексты будут узкие (как в некоторых учебниках и на полосах газет). Методик очень много. Остальные вы сможете освоить на курсе “Скорочтение онлайн”.
Также для разгона скорости чтения мы в Advance рекомендуем таблицы Шульте, отлично развивающие внимание и периферическое зрение, различные скороговорки и артикуляционную гимнастику перед чтением. Что это за упражнения, и как их правильно выполнять, вы узнаете из короткого видео: https://www.youtube.com/watch?v=F7umn6e7uJI. Переходим к запоминанию подробностей.
Визуализируйте и придумывайте ассоциации
Первый способ улучшить этот навык – читать предложение или абзац, а потом пересказывать. Когда мы пересказываем текст своими словами, то используем самый надежный способ повторения информации – активное воспроизведение.
Еще одна рекомендация – визуализируйте прочитанное. Старайтесь представлять яркий эмоциональный образ на каждую подробность и соединять их в цепочку. Для тренировки попробуйте упражнение. – Возьмите список слов (например, попугай, собака, абрикос, елка, облако, вилка). Представьте образ на каждое слово и придумайте историю с этими образами, например:
Попугай. Представить его легко. Можно вспомнить персонажа из мультика “Алладин” – красного попугая Ара “Яго” или любого другого попугая, который всплывает у вас в “голове” при слове попугай. Такую операцию. проделайте со всеми словами.
Второе слово – собака (пусть это будет обычная дворняга, чтобы случайно не запомнить овчарку или мопса вместо собаки). Соединим эти 2 образа. Пусть попугай летит, а сверху на него вдруг прыгнула собака. Она боится упасть и из-за всех сил держится за попугая, провоцируя полет зигзагами. И попугай и собака должны быть большими.
Теперь нужно связать собаку и абрикос. Пусть из ушей пса вдруг посыплются на землю абрикосы (не спутайте с персиками – сохраните размер и цвет).
Абрикосы, в свою очередь, падают на елку и остаются висеть, как новогодние игрушки.
Елка очень высокая. Настолько, что облако, проплывающее над ней, зацепилось за верхушку.
Вдруг сверху облако протыкается огромной вилкой, которая воткнулась в землю.
Теперь вспомните образы и повторите слова по порядку. Это упражнение называется цепочки.
Выделяйте главное и рисуйте майнд-карты
Если у вас есть больше времени на запоминание прочитанного, помогает метод выделения главного (подчеркнуть цветными текстовыделителями нужные данные) и составить майнд-карту. Она представляет собой схему, когда стрелочки ведут от главной мысли абзаца (или любой части текста) к основным блокам. Важный нюанс состоит в том, что слова желательно заменить на символы и рисунки. Например, слово медицина можно заменить красным крестом, а книгу нарисовать. Со временем вырабатывается свой словарь частоупотребимых символов и майнд-карта составляется очень быстро. Слова, конечно, писать проще, однако на этапе воспроизведения мозг быстрее отображает рисунки. Попробуйте и увидите, как можно с точностью воспроизвести фрагмент текста по мини-картинкам. Первый раз вспоминайте содержание, опираясь на майнд-карту, а второй – воспроизводите своими силами без подглядываний.
Можно создать упрощенную майнд-карту, рисуя картинки и символы цепочкой (например, один символ=одной строке или абзацу). Не забывайте вслух проговаривать по 3-5 раз каждое созданное “графическое” предложение или абзац.
Составляйте карточки
Еще один неплохой рабочий способ выучить что-либо за короткий срок – карточки. Это листок размером с визитку, позволяющий учить и молниеносно повторять важную фактическую информацию. На одной стороне вы записываете фактическую информацию, которую хотите помнить, а на другой – что она означает (например, 1242 год, а на обороте – Ледовое побоище). Карточки прекрасно подходят для подготовки к экзаменам по любым предметам, будь то биология, история, алгебра, геометрия, география, физика, химия и т.д. . Подробная инструкция по данному инструменту изложена в этом видео:https://www.youtube.com/watch?v=lssE5NWICwA&feature=emb_title. Если вы читаете книгу или текст, попробуйте сначала выделить главное, а потом перенести эту информацию на карточки и выучить (как объясняется в видео).
Как учить числовую информацию?
Если вы хотите запоминать числовую информацию, то рекомендуем выучить численно-буквенный код (ЧБК) до 100. Это непросто, зато освоив этот эффективный инструмент, вы будете с легкостью запоминать даты и другие цифры. Также можно придумать образы на некоторые числа, например, цифра 2 похожа на лебедя, а 11 – на две штанги на крыше троллейбуса или лыжные палки. Получается, что число 211 можно запомнить как лебедя, бегущего с лыжными палками, зажатыми в крыльях или пытающегося взлететь. Также подойдет образ огромного толстого лебедя, который решил проехать “зайцем” и прыгает на штангах на крыше троллейбуса.
Если вы читаете текст, и нужно быстро зафиксировать в памяти фактическую информацию (даты, имена, названия, цифры и т.д.), необходимо освоить ЧБК (о котором говорилось выше) , научиться быстро подбирать ассоциации и визуализировать. О том, как запоминать книги, мы написали в отдельной статье. Советую прочитать ее и использовать описанные там техники.
Ну очень много рекламы вас
Мой результат: я скоро прочитал этот текст :)
Про себя или вслух надо?
Любопытно, затестим
Нужно научиться представлять себе прочитанный текст. Обыгрывать его у себя в голове. Представлять как это может быть на самом деле. На самом деле нет универсального метода запоминания. Но я пользуюсь именно таким.