Доброе время суток.
Вы считаете, что мотивация жить, заниматься чем-то для вас интересным пропала навсегда? Что вы с этого дня и до конца будете находиться под тяжестью мысли о смерти, не имея сил и пальцем шевельнуть? Может так показаться, конечно, однако в какой-то момент вам просто надоест (при условии, что нет никаких неврозов, требующих вмешательства психотерапевта/психолога). Неделя, две, ну месяц. Эта мысль о конечности бытия и сопровождающая её уверенность в тотальной бессмысленности приедается, со временем притупляется. Особенно если углубляешься в эту тему, читая разные произведения от Екклесиаста с его вечным «суета сует -- все суета» до Джулиана Барнса «Нечего бояться» (хотя в последнем освящён немного другой аспект смерти). И это естественно, не находите? Ибо чем иначе должно кончиться? Когда я, находясь в очередном приступе осознания тщетности всего и вся, снова развела эту унылую риторику, знакомая сказала, дескать, -- ну, полезай в гроб и лежи, сложа тленные руки на тленной же груди, раз все бессмысленно! А настроение своей постной миной не порть.
И действительно, ведь и «это пройдет»! Правда, не навсегда. Ибо проблема-то не разрешена -- смысл, превосходящий тот факт, что ты помрёшь и, возможно, ничего от тебя здесь не останется не найден. Универсального, мирового уж точно нет, печаль-беда. Да и сама планета Земля,возможно, когда-нибудь сгинет вместе со всем нашим культурным достоянием, накапливавшемся веками (эх, по этому поводу печалюсь даже больше, чем по себе). До трансгуманизма далеко (да и надо ли), так что приходится выкручиваться более реальными вещами.
Личностные же смыслы -- это индивидуальные, динамичные свойства личности, а личность развивается в процессе деятельности. Человек всю жизнь находится в «вечном становлении», личностные смыслы пропадают, но затем снова появляются. Что касается эмоционально-психологического фона, то бывает, сегодня апатия, хандра, на все смотришь чрез призму тлена, бессмысленности, просыпаться по утрам тяжко (ибо зачем? ах, суета, всё суета!), а завтра уж попалась в руки интересная книжка, наполненная дельными мыслями и ты ею поглощена, или узнала про какую-то любопытную духовную практику, или наткнулась на близкое, созвучное душе стихотворение и захотела поближе узнать его автора и проч. Начинаешь восстанавливаться. В общем, такие состояния скорее часть нашей жизни. Они и полезны в каком-то плане. Не позволяют по уши завязнуть в трясине мнимых ценностей, диктуемых тем же обществом потребления. Смотришь на все критичнее, трезвее.
Хотелось бы еще знать, что значит у вас ваша «антисоциальность»? Имеется в виду то, что ваши представления не соответствуют ценностям, которые декларирует социум? Есть проблемы с налаживанием межличностных связей? Или вообще не интересуют окружающие? В любом случае, если таковые проблемы или установки имеются, их надо решать или менять (кроме первого о несоответствии ценностей. В этом случае полезнее найти единомышленников :) ). Потребность в общении, в самореализации является одной из базовых для человека. Может быть, отчасти от того, что ваше духовное развитие, ваши умения не реализуется во вне, хотя бы просто в общении с одним человеком, наступают эти экзистенциально кризисные моменты? Или, может, стоит заняться чем-то творческим, глядишь насублимируете что-то дельное? :D
Ну и в конце концов, стоит просто научиться ценить жизнь, как бы банально не звучало. Почаще бывать на природе: «Учись у них -- у дуба, у березы». Почитать Достоевского, монологи его кн. Мышкина или старца Зосимы. Когда их читаешь, в какой-то момент появляется чувство радости от того, что ты сейчас есть, от того, что имеешь возможность мыслить, творить, развиваться; от того, что можешь заниматься интересными тебе вещами, разговаривать с людьми, гладить котеек. При таком настрое мысль о том, что есть и оборотная сторона -- небытие, которое даже ближе, чем порой нам кажется, а может даже и некое мелькающее в подсознании чувство пограничности только увеличивает это светлое чувство того, что ты все же есть! Хотя, родись я в Средневековье или в современном Сирии, я б так не сказала, но опять-таки смыслы -- они личностные. Сами создаем и сами же разрушаем. Впрочем, в Средневековье этим и не мучились -- времени на сие не было. То от голода надо спасаться, то от чумы, то ведьм жечь, из-за которых голод и чума. Да и Виктор Франкл, к примеру, пройдя немецкие лагеря смерти, не сломался, напротив, именно там разработал логотерапию.
Возможно, у вас описанное выше ощущение мелькнет при других обстоятельствах, не при чтении Федора Михайловича, но стоит попытаться его уловить, почувствовать, закрепить.
Очень рекомендую новеллу Стефана Цвейга "Фантастическая ночь". Ответа на ваш вопрос там нет, но написана на близкую тему. Однако самое примечательное в ней -- концовка. Ну и, конечно же, покоротайте время за чтением глав, посвященных смерти, "Экзистенциальной психотерапии". Автор -- небезызвестный Ирвин Ялом. Стандартный уже совет, когда речь заходит о смерти.
"Когда плакал Ницше" тоже дельная вещь при таком состоянии.
А еще стихотворение Саши Чёрного "Больному", одним четверостишием из которого я,пожалуй,и закончу:
Есть незримое творчество в каждом мгновеньи —
В умном слове, в улыбке, в сиянии глаз.
Будь творцом! Созидай золотые мгновенья —
В каждом дне есть раздумье и пряный экстаз...
короче, придумайте себе сказочку, чтоб не так обидно было.
Прочитала про трансгуманизм, тема интересная) если бы мне предложили загрузить моё сознание в робота я бы долго не раздумывала