Ситуация, произошедшая в том кафе, уникальна не только тем, что в ней участвовала сестра Водяновой, но и тем, как реагировал единственный посетитель. Он вступился за девочку, просил хозяина и охранника дать ей спокойно отдохнуть. Вот это нетипичная реакция на человека с особенностями развития. Обычно люди в лучшем случае делают вид, что не замечают их, а иногда и говорят что-нибудь неприятное.
У моего младшего брата синдром Аспергера. Это, если упрощать, аутизм без задержки речевого развития. Внешне брат выглядит обычно, если не считать того, что он крупнее своих сверстников (это никак с его особенностями не связано, просто в семье у нас все высокие и мощные). Интеллект у него не просто сохранен, он тут всем прикурить даст, а вот эмоциональное развитие хромает - в этом, собственно, и проявляется Аспергер. Ребенок не смотрит в глаза, плохо распознает и выражает эмоции, строит предложения как иностранец, у него есть проблемы с ощущением пространства и себя в нем. В итоге выглядит он на тринадцать, эмоции примерно на уровне восьмилетнего, а на самом деле ему одиннадцать. Плюс очень неуклюжий. Людям не всегда понятно, как на него реагировать.
Ситуация из недавних: в магазине мама стоит на кассе, выкладывает продукты на ленту. Брат идет к ней из зала, проходит мимо двух женщин, стоящих в очереди. Он несколько погружен в себя и поэтому как-то неудачно их задевает. Они начинают громко обсуждать, мол, что за ребенок, по ногам как по паркету и так далее. Брат подходит к маме, мама собирает покупки в пакет, не обращая внимание на женщин и их замечания. За те девять лет, что брат живет с диагнозом, мама приучилась ни на кого не обращать внимания и ни с кем не сталкиваться взглядом, чтобы лишний раз не нервничать.
Женщин такой расклад не устраивает, и они начинают еще громче обсуждать: "Нет, ну вы посмотрите на эту мать, она даже замечания не сделает. И кого она такого растит!". Тут в ситуацию уже включается брат: "Не смейте обижать мою маму, она у меня самая лучшая". Мама, продолжая не обращать внимания на женщин, говорит "Спасибо, сыночек", - и они направляются к выходу. И вот тут эти доморощенные воспитательницы проявляют верх тактичности и буквально кричат им вслед: "Да он же ненормальный! Ну посмотрите, видно же, что ненормальный!". Вот что мешало им, раз уж они заметили какие-то особенности, просто промолчать?
Есть пример одноклассника моего брата, у него аутизм. Его мама пошла с ним на службу в церковь. В церкви ребенок был спокоен, но каким-то образом себя "выдал". Батюшка достаточно жестко попросил их уйти, потому что ребенок "ненормальный". Хорошо, что кадилом не ударил. И таких историй можно припомнить очень много.
При этом надо понимать, что все эти люди жестоки по незнанию. Даже если мама попробует объясниться: "Извините, у моего ребенка синдром Аспергера (или аутизм)" - им ничего это не скажет. Последний раз они это слово слышали, когда три года назад в США Адам Лэнза устроил стрельбу в школе Сэнди Хук. Тогда все говорили, что у него предположительно был синдром Аспергера, потом диагноз подтвердил его отец. У нас люди не знают, как реагировать на людей с особенностями, они вообще ничего о них не знают, их не существует.
Тут можно пуститься в долгие рассуждения о том, какой у населения России низкий уровень эмпатии, и как из-за того, что о людях с особенностями не говорят, всем всегда кажется, что это бывает только «с другими», но речь не об этом.
Если бы в том кафе были мои мама с братом, и к ним бы так же подошел хозяин заведения, они бы постарались как можно скорее уйти. Если это невозможно (так бывает в случае с более тяжелыми вариантами аутизма), тянули бы время, дожидаясь, пока ребенок переключит внимание. Так сделали бы все известные мне родные детей с особенностями, потому что им всегда проще не вступать в конфликт. Ну и конечно же, никто бы про эту историю не узнал, максимум - мои друзья в фейсбуке, потому что она, к сожалению, не редкость, не что-то из ряда вон выходящее.
Если бы ситуация была точно такой же, с полицией и задержанием за мелкое хулиганство, то об этом, конечно же, говорили бы не только наши близкие, об этом постарались бы раструбить. Но, поскольку это не родственник кого-то известного, в СМИ об этом вряд ли бы написали. Ну, выгнали какого-то ребенка-инвалида из кафе, и что? Скорее всего, все бы побузили-побузили, но это ни на что бы не повлияло. Кафе продолжило бы работать, хозяева - считать себя правыми, по 282 никого бы не привлекли.