Есть в психологии и педагогике понятие "ведущая деятельность". Это деятельность, выполнение которой определяет формирование основных психологических новообразований человека на данной ступени развития его личности. В первый месяц жизни человека ведущей деятельностью является эмоциональное общение с матерью. Т.е. связывая с определением, оно необходимо для развития психики ребенка. А если по каким-либо причинам его нет, то говорят о синдроме госпитализма.
Госпитализм (от франц. hospital — больница) — синдром патологии детского психического и личностного развития, возникающий в результате отделения его от матери, а также ранней его институализации.
Исследования
Рене Спитц (1945), впервые подробно описал синдром «госпитализма» у детей, воспитывавшихся в приютах для младенцев. По наблюдению ученого, дети, лишенные постоянных эмоциональных контактов с кем-то из взрослых и личностного участия в их развитии, имели ряд отличительных черт. В частности, эти малыши долго не могли научиться самостоятельно сидеть и стоять, ничем не интересовались, не умели радоваться и огорчаться, были апатичны, их активность сводилась к тому, что они совершали однообразные движения рукой, ногой или корпусом, сосали палец вплоть до образования кровавых ран.
Признаками госпитализма является также потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими (отсутствие зрительного слежения, поворотов «на голос», «гуления» в ответ на ласку взрослого), слабый плач и т. д.
«Современный госпитализм», или институализация, характеризуется отсутствием ярких, разнообразных эмоций, любознательности, инициативы, недостаточным умением играть с предметами, длительной задержкой в развитии речи (Авдеева Н. Н. с соавт., 1996).
Синдром госпитализма развивается, как правило, у детей, содержащихся в домах ребенка, детских домах, в изоляции от материнской заботы и ласки. И несмотря на накопившийся опыт обращения с подобными детьми, специалистам в этих вопросах полностью не удается преодолеть явление госпитализма.
Это не аксиома, но явление реально и ни к чему хорошему оно не приводит. Нам, как дефектологам, много мозга проели по поводу этого состояния и его последствий.
Прежде всего к заниженной самооценке.
К неправильному пониманию любви - что любят не "не смотря на", а любовь "надо заслужить".
К сложностям с пониманием окружающих.
Жестокость со стороны родителей приводит к агрессивному поведению.
К замкнутости, отчуждению от семьи. В будущем, возможно, ребенок сам не способен будет проявлять родительскую любовь и заботу о своих собственных детях.