На сколько я знаю, эти два тренда возникли не сегодня и не вчера, а больше ста лет назад. И для сложных изделий был разработан конвейер. Был востребован персонал узкой специализации с упрощёнными знаниями.
Быль. Лично у меня в студенческие годы на заводской практике на освоение навыков штамповщика, токаря-расточника, сборщика двигателя с узкой специализацией операций уходило не более трёх смен. А на освоение ультразвуковой установки с доработкой технологии и инструментов обработки и сравнения на электронном микроскопе структуры металла ушло более полугода. А потом всё стало понятно и предельно просто.
После второй мировой получили распространение схемы стимулирования участия персонала в совершенствовании продукта и технологических процессов. Постепенно ушёл конвейер, и сегодня конвейера с узкой специализацией практически нет.
Слишком быстро изделия меняют свой рыночный облик и содержание. При этом изделия не всегда усложняются, а наоборот конструктивно упрощаются, если к ним грамотно применять развитый интеллект: коллективную фасилитацию, научное исследование, изобретательство, рационализацию, ТРИЗ и ФСА. В этом процессе знание детализируется и приобретает всё новые и новые полезные функции и признаки качества.
Думаю, потребность в полуграмотном персонале с упрощёнными знаниями типа: "Принеси - подай", не участвующего в процессе самообразования в зоне профессиональной ответственности всё больше уменьшается.
Как эти два тренда выглядят сегодня? Может быть этот вопрос требует глубокого научного анализа фактов и закономерностей. Достаточно корректный ответ возможно содержится в публикациях раздела научных исследований, называемых "Экономика труда". Для этого нужно делать обзоры результатов известных исследований и вести своё собственное.
Как то, вот так. Желаю успеха и хорошего заинтересованного заказчика на профессиональный ответ. В противном случае это всё только для своего личного любопытства.
С уважением. Александр.