На мой взгляд, культом это назвать сложно. Скорее, система устоявшихся взглядов, берущих за основу бытовой уклад патриархального общества.
Замечу, что во многих матриархальных сообществах, как и сообществах с чуть более свободными взглядами на секс, к женской девственности относились глубоко индифферентно, а то и негативно. Но, что касается европейской патриархальной культуры, то здесь моральная добродетель, означавшая, в числе прочих, и контроль сексуальных желаний, считалась одним из важных качеств для женщины.
Следует отметить, что, хотя патриархальные общества могут значительно отличаться друг от друга, все они обладают общими чертами. Цитируя одну из статей социолога Анны Темкиной: «В условиях «классического патриархата»[…] младшее поколение контролируется старшим, женщины – мужчинами. Женщины ограничиваются в общении, передвижении, возможности получать образование, работать вне дома. Их сексуальная жизнь отождествляется с репродуктивной функцией и контролируется на всех этапах жизненного цикла».
Не будем забывать, что с этой точки зрения, потеря девственности связывается со вступлением в брак. Брак, в свою очередь, рассматривался как переход женщины от отца в собственность мужа. В данном контексте, девственность невесты можно рассматривать как дар, преподносимый одним семейством другому. Это доказательство добропорядочности семьи, где дети - отражение родителей, прививших дочери правильные ценности (не даром добрачная дефлорация была позором для всей семьи, а не только для девушки). Это знак хорошего воспитания и серьезности намерений, т.е. сознательная готовность девушки, придя в дом своего избранника, отойти от роли дочери, приняв роль жены и матери.
Девственница, в данном случае, рассматривается, как опечатанный сосуд, а её дефлорация - как метафорический и физический переход от девушки к женщине. Кстати, в некоторых культурах (в частности, в отдельных индийских племенах) сама дефлорация считалась процессом нечистым, за ней либо наблюдал шаман, либо имела место ритуальная дефлорация ножом или руками более опытной женщины, в зависимости от сложившихся культурных обычаев. Здесь лишение девственности следует рассматривать еще и как обряд инициации в мир взрослых, который, опять же готовит к выполнению супружеских ролей.
В современной культуре первый секс – важный шаг для девушки, но не такой ответственный, каким был раньше. Ведь женщина, жившая в патриархальном обществе на зависимом положении, теряя девственность, обретала положение ещё более зависимое. Другими словами, дефлорация в браке, является символичным доказательством того, что девушка становится собственностью уже не отца, а мужа и его семьи. В то время как при добрачной дефлорации она ставится в прямую зависимость уже не от какой-то конкретной ячейки общества, а от всего общества, которое её окружает, в силу того, что она теряет (иногда безвозвратно!) возможность обрести важнейший легитимный статус — статус жены.
Как писала Симона де Бовуар: «Во многих слоях общества девственность ценится так высоко, что, по мнению девушки, было бы настоящим бедствием лишиться ее, не вступив в законный брак. Девушка, в порыве увлечения или от неожиданности уступившая мужчине, считается опозоренной. Ее “уступка” или “падение” ведет к презрительному отношению к ней».
Церковь так же немало постаралась в этом отношении. В христианской традиции (раз мы рассматриваем истоки, я буду иметь в виду раннее средневековье) - те же яйца, только с боку. Церковь прививает светлый образ непорочной девы, секс порицается, откуда, надо думать, и растут ноги у образа девственницы, как создания чистого и невинного (вспомним средневековые гравюры с девой и единорогом). В более позднем христианском обществе отношение к сексу становится менее пуританским, но, мы помним о том, что супруги «становятся одной плотью», что с этической и классовой точки зрения предпочтительней, опять же, с девушкой целомудренной и добродетельной.
Но вопрос можно рассматривать и под другим углом. Дело в том, что женскую девственность (при условии, что девочка не родилась без гимена) легко проверить анатомически, в отличие от мужской. Еще в древности была другая её функция— обеспечение неприкосновенности женщины, сдерживание сексуальных порывов и ограничение власти мужчины.
Скажем, в Албании был любопытный обычай: «клятвенная девственница». Он мог вступить в силу в семье, во главе которой отсутствовал мужчина, т.к. в данном случае, женщины в семье оказывались незащищёнными, не кому было отстаивать их интересы в совете общины. Тогда «мужчиной» могла стать одна из незамужних женщин, приняв клятву целомудрия. Буквально, это был полный отказа от брака и сексуальной жизни. Зато, после принесения клятвы перед старейшинами деревни, «клятвенная девственница» перенимала все мужские полномочия: носила мужскую одежду, имела право голоса в управлении общиной наравне с мужчинами.
Это я к тому, что девственность, как таковая, имела не только значение в межродовых отношениях или в рамках нравственного воспитания с религиозной точки зрения, но и имела более глубокое значение, как символ не столько непорочности женщины, сколько независимости её от власти мужчин.
Отражением этого можно назвать самых известных богинь-девственниц: Афину, Артемиду и Гестию. Все они, в определенном смысле, выделяются на фоне других богинь греческого пантеона. Если Гера, Деметра и Персефона являются воплощением более уязвимых женских архетипов (во множестве легенд они страдают: их насиловали, похищали и подавляли), то богини-девственницы являются воплощением женской независимости. Они действуют наравне с мужчинами, эмоциональные привязанности не отвлекают их от того, что они считают важным. Как архетипы, они являются выражением потребности женщин в самореализации и достижении поставленных целей.
С моей точки зрения, основа основ в данном вопросе – это сложная совокупность двойных стандартов. Истоки их понятны: для качественного продолжения рода нужна хорошая мать, но хорошая девочка не всегда становится хорошей матерью. Как верно и то, что у женщины не может быть всего три социальных роли: матери, блудницы или непорочной девы. В любом случае, гендерные стереотипы понемногу себя изживают, а как это повлияет на нас в долговременной перспективе, увидим со временем.