Разговаривать со многими людьми в уме - это не шизофрения, а внутренний диалог. Главное, чтобы он не был разговором со многими людьми одновременно. А то, действительно, можно сойти с ума/разума. А последовательно, в один момент (растяжимое понятие) с одним, в крайнем случае с двумя внутренними собеседниками - это нормально. Так часто бывает: поговорил с кем-то в реале, потом по инерции продолжаешь договаривать с ним в виртуале (в воображении и в уме). Внешний диалог переходит во внутренний. Ничего страшного. :)
Э-э… А возражать можно? Мой внутренний Л.Имедашвили ответил: "Можно." "Нет, - возразил я сам себе, - сначала я соглашусь. Возражения - потом."
Вот мне понравилось (т.е. я согласен), что
… дети в этом смысле интровертами не бывают.
Это опровергает утверждения разных наших коллег на Кью, что интроверсия и экстраверсия якобы являются врождёнными характеристиками и изменению в течение жизни не подлежат.
Дети, на мой взгляд, до определённого возраста не отличают внешнее от внутреннего, а внутреннее - от внешнего. Поэтому они принимают свои сновидения, грёзы и фантазии за реальность, верят в сказки и чудеса, в Деда Мороза и Снегурочку, и т.п. Этот этап в развитии психики можно назвать синкретическим. С взрослением синкретизм постепенно переходит в аналитическую стадию психического развития. Наверное, где=то в раннем или среднем школьном периоде.
Находясь на уроках, можно пребывать своим вниманием во внешнем взаимодействии с учителем, а можно и отвлекаться от содержания урока 1) на что-либо другое внешнее, что находится в классе или за окнами класса, или 2) на образы, представления и мысли об этом внешнем, т.е. на свой внутренний мир, на мысли о прошедшем и о будущем. Особенно остро различие между внутренним миром и внешним миром происходит во время учительского окрика: "Баранкин, что я сейчас сказала?!"
И потом, трудности в общении со сверстниками, разные там симпатии/антипатии, психотравмы, возникающие в общении с родителями и учителями, и т.п. вполне могут сформировать доминирующую склонность пребывать своим вниманием больше в себе, чем в непосредственном взаимодействием с другими людьми.
И вот что происходит. Моё полное согласие становится неполным, т.е. частичным. Оказывается, и дети бывают интровертами. Ведь дети - это такой довольно длительный период времени, где-то от 0 до 18 лет. Правда, от 13-14-и лет дети считаются подростками.
Ну, и возражения. Интересно мнение о том, что Юнг - не учёный, а мистик.
Понятия интроверсии и экстраверсии придуманы мистиком, а не учёным.
Я-то грешным делом думал, что Юнг в чём-то мистик, а в чём-то всё-таки учёный. Одновременно. И мистик, и учёный. Когда учёные находятся на переднем крае науки, вступив в пределы доселе неизученного и неизвестного, они же как дети: так же путают своё внутреннее с не своим внешним, так же любопытны и любознательны. Это объясняет тот факт, что многие или некоторые учёные не являются атеистами. Взять к примеру хотя бы Ньютона.
Фрейд тоже был частью врачевателем душ (психиатром), частью учёным (психологом), частью сказителем (мифологом). Последняя его ипостась много каких сказок насоздавала. Всякие комплексы, Оно, Я, Сверх-Я, и т.д.. Я это называю психомифологией - одной из первых ступеней развития психологии как науки.
И с тех пор сильно научнее не стали.
То есть, по-вашему, эти понятия наивные, житейские (по Выготскому)? Или мистические понятия? Только почему-то многие учёные ими пользуются, а психологи даже тесты с такой шкалой создают.
По неизвестным науке причинам этот мистик совершил ошибку, предав свою мысль широкой огласке.
По неизвестным науке причинам мы все совершаем такие ошибки - делимся с окружающими своими мыслями. Какими бы странными они ни казались. А чем странней, тем лучше! Обычные, нормальные мысли могут и не заметить. Необычные, и даже мистические, заметны сразу.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что слова "интроверт" и "экстраверт" используют как попало.
Ну, у нас многие, если не все, понятия используют кому как в мозг попало и изо рта выпало. Согласен, неудивительно.
В том числе для обозначения стеснительности или общительности.
Да, многие признаки и свойства попадают в понятия. Стеснительность/развязность и необщительность/общительность тоже являются какими-то сторонами понятий интроверсия/экстраверсия. А кроме них, в этих понятиях ещё куча всякого.
Интроверсия изначально подразумевала поглощённость человека своей внутренней реальностью.
Так ли? А может и так. Мне кажется, слово "поглощённость" - нехорошее, неадекватное слово, применительно к интроверсии. Оно больше характеризует какой-нибудь аутизм, мутизм, сурдомутизм, и т.п. Обычные интроверты не поглощены своим внутренним миром. Вместо поглощённости правильней было бы употребить современное "направленность". А сам Юнг называл это установкой. Другие - ориентацией (orientation - установка).
Амбиверты (синтетическая стадия развития психики) - двунаправлены, т.е. легко переходят с направленности на внутреннюю реальность к направленности на внешнюю реальность. Интроверты немного труднее и медленнее переходят к непосредственному взаимодействию и общению, но всё же переходят, если нужно по ситуации. Экстраверты тоже немного труднее и медленнее переходят в режим внутреннего диалога, медитации, исследования своего внутреннего мира. Но если приложат достаточно усилий, то переходят, при наличии такой мотивации.
Соответственно, амбиверты, находящиеся посередине между полюсами, могут склоняться в ту или иную сторону - быть амбивертами-экстравертами или амбивертами-интровертами.
Однако незачем называть простые вещи наукообразными словами.
Учёные почему-то это делают. И зачем-то. Например, называют столкновение конфликтом, а раздел психологии - конфликтологией. Называют согласие гармонией. Волнение - эмоцией. Вчувствование - эмпатией. Чутьё - интуицией.
Понятно, что многие слова приходят к нам из других стран, а мы подбираем им соответствующие в нашем языке эквиваленты, переводим. Но пользуемся почему-то преимущественно не своими родными словами, а заимствованными. Хотя и родными тоже пользуемся. Но реже.
Ладно. Это меня прорвало от долгого периода необщения с очень умным и широко образованным человеком. :)
Желаю вам поскорее восстановить свой дом и заживить свои душевные раны!