По первой части вопроса:
В 99% ссылки, купленные на ссылочных биржах могут являться для Яндекса SEO-ссылками, т.к. несложно зарегистрироваться на любой бирже и выгрузить всю базу сайтов, а потом применить к ним какие-либо санкции, которые соответственно, могут повлиять на акцепторов. Или отследить по ссылочным профилям акцепторов и тоже устроить им "сладкую жизнь":)
В общем, решение о том, относить такие ссылки к SEO ссылкам полностью на стороне Яндекса. Подробнее об этом смотрите "Букварь" Вебмастера, а именно "Использование SEO-ссылок для продвижения («Минусинск»)" (https://yandex.ru/support/webmaster/threats/minusinsk.html)
По второй части вопроса:
и не смотря на риски в настоящее время такие ссылки дают профит, хотя часто доноры очень низкого качества (по оформлению, размещению, содержанию) и отобрать действительно трастовые площадки весьма проблематично.
Да, являются, но разношерстная закупка все равно дает буст. Поэтому покупать надо, но стараться выбирать более-менее приличное. Не получается - стройте сеть доменов.
Хороший, аргументированный ответ.
С 2017 года приблизительно, может даже и раньше это дает больше обратный эффект, купленные ссылки по-большому счету сегодня не нужны, только контент двигает сайтом