Любой человек, обучаясь в старшей школе и тем более в выпускных классах, сталкивается с этим вопросом — кем я хочу быть, какую профессию выбирать? И далеко не каждый может найти ответ на этот вопрос. Что делать в такой ситуации?
Прежде всего — расслабиться. :) Практика и опросы показывают, что весьма большой процент людей лишь к 25-30 годам начинают «по-настоящему» понимать, чем им хочется заниматься в жизни. В каком-то смысле для ответа на этот вопрос нужно «повзрослеть» и пройти определенную школу жизни, получить образование и опыт работы и только тогда начать понимать, а что на самом деле твое.
Конечно, есть те, кто еще с условно с раннего детства знает, чем хотел бы заниматься, и целенаправленно идет к своей цели. Это действительно важно и полезно, когда дело касается таким сфер, как спорт, искусство, какая-то научная область. Но таких людей немного. Более того, важно понимать, что большинство людей вообще не склонно к какой-то одной профессии, а вообще по своим способностям может заниматься целым спектром профессий. Есть даже такая теория о “мультипотенциалах” — людях, которым свойственно постоянно пробовать что-то новое, менять занятия, увлекаться, остывать и снова увлекаться. Может быть, вы один из них?
При этом важно понимать, что современный мир сам по себе очень динамичен. Возможно, та профессия, которую вы выберете сейчас в старшей школе, через 10-15 лет либо исчезнет, либо трансформируется до неузнаваемости и вам в любой случае придется учится чему-то новому. Одного из известных управленцев современности спросили: если бы у вас была возможность научить своих сотрудников только одному навыку, чтобы вы выбрали? Он ответил: я бы научил их «умению учиться». И это действительно так — умение учиться, забывать выученное и учиться заново — один из ключевых навыков современного человека. Кстати, есть ресурсы, где можно посмотреть на вероятность того, а не исчезнет ли интересующая вас профессия и каков риск ее автоматизации в горизонте ближайшего будущего, согласно прогнозам ряда аналитических исследований.
На самом деле, ключевой вопрос выбора сейчас трансформируется, и правильнее спрашивать себя не «кем я хочу быть», «а какие задачи я хочу решать, что я хочу сделать?». Профессии трансформируются и становятся междисциплинарными, и уже сейчас многих людям трудно ответить на вопрос «а кто я по профессии», зато легко сказать «а какие задачи я решаю, и какие мне нужны знания или компетенции». И вот пожалуй с компетенциями даже в 15-17 лет самое время и разбираться.
Во-первых, есть ряд универсальных компетенций, которые вам всегда пригодятся. Не поленитесь выучить хотя бы один иностранный язык, разобраться в основах права и финансовой грамотности. Благо современные возможности онлайн-образования позволяют сделать это без ограничений и даже в ряде случаев — бесплатно. И, конечно, многим рекомендуется если не освоить какой-то язык программирования, то хотя бы изучить азы алгоритмики. Навык программирования считается новой грамотностью 21 века, как это в 20 веке было с умением писать, читать и считать.
Во-вторых, если не получается определиться с конкретной профессией (а как я писал выше, это не всегда и у всех получается, что абсолютно нормально), попробуйте определиться хотя бы с интересной для вас сферой деятельности. Что это может быть и какие задачи вам нравится решать? Создавать и креативить, проявлять себя (творческая сфера), общаться с людьми, помогать и работать с текстами (социальная и гуманитарная сфера), взаимодействовать или создавать механизмы, производство (техническая сфера), вычислять, писать коды, программировать (математика и IT), взаимодействовать с живыми объектами, природой (медицина, сельское хозяйство, биотехнологии), и пр. Ведь для большинства случаев на этапе школьного возраста важно лишь правильно определиться со сферой, а конкретное дело легко найдет вас (а вы — его) и в более позднем возрасте. Зато полученные знания на этапе обучения в ссузе или вузе потом точно пригодятся, а учится как минимум будет интересно. И это правило справедливо для многих современных профессий, за исключением высоко специализированных (таких как спорт, медицина и пр., где нужно достаточно долго и серьезно учиться и готовиться к профессиональной работе).
Итак, в завершении, несколько простых шагов, которые позволят вам лучше понять, в какую сторону двигаться дальше:
Важно начинать с понимания своих качеств, интересов и предпочтений. Хорошими инструментами тут являются профориентационные тестирования и беседы со специалистами по выбору профессий.
Прицельное знакомство с интересующими профессиями. Важно не только почитать что-то о предмете интереса, но постараться сходить на тематический мастер-класс, найти среди знакомых тех, кто связан с этой сферой и напроситься на беседу, а лучше даже сходить в компании-работодатели, кто непосредственно связан с этим делом. Поверьте, школьников там, как правило, очень рады видеть и с удовольствием все покажут и расскажут. И нет ничего лучше личного опыта знакомства с профессией.
3.И, конечно, не ждать того, что только в ссузе или вузе вас «научат на какую-то профессию». Основная мысль, которую вам важно вынести — образование сегодня — активный процесс, и многому нужно учится самостоятельно. Поэтому начните сейчас: мир современного онлайн образования огромен. Очень многое можно освоить, или хотя бы понять, с чем предстоит столкнуться, буквально не выходя из дома — также, как вы читаете эту статью. Это также позволит лучше определиться с тем, чем вам хочется заниматься, а некоторым — даже начать зарабатывать на полученных навыках сразу после освоения. :)
Пробуйте, и успехов!
Бухай, играй в видеоигры, смотри кино, слушай музыку и шли лесом всех моралфагов - а то жизнь превратиться в настоящий ад, где все от тебя что-то требуют
Как вариант, можно оттолкнуться от своих увлечений и хобби.
Главное, не стоит поступать в ВУЗ ради ВУЗа и «лишь бы поступить хоть куда-нибудь».
army year