Кто такие самозанятые граждане
Самозанятый — это человек, который никого не нанимает и ни у кого не состоит в найме. Как правило, это эпизодическая, сезонная занятость, ситуативная. Таких людей не так уж много. Те же фрилансеры, которые работают чаще дистанционно – это все равно занятость в найме, так как у них контракт с какой-либо фирмой. Классический самозанятый — это репетитор, няня при ребенке, то есть специалисты, оказывающие услуги физлицам.
Как посчитать таких людей? Можно ли назвать самозанятыми людей, которые обеспечивают свое существование только таким образом? А если человек работает, получает немного, а вечером таксует, то он считается самозанятым?
Самозанятые – это те, кому государство просто не оставило выбора в оформлении. Сегодня существует предпринимательство всего в двух формах: вы оформляете юрлицо или ИП. Последнее означает, что вы должны иметь контрольно-кассовый аппарат и платить соответствующий налог. Люди, которые занимаются предпринимательской деятельностью фрагментарно и в небольших объемах, не настолько глупы, чтобы регистрировать себя в качестве ИП. Других альтернативных форм легализации в России не существует.
Правовой статус в качестве самозанятых у нас невозможен. Идут дискуссии. Предлагают, например, внутри ИП выделить самозанятых в качестве подвида и сделать для них некие поблажки. Например, налоговые каникулы на определенное время, отсутствие контрольно-кассового аппарата. Другая альтернативная точка зрения заключается в том, что самозанятые должны иметь отдельный правовой статус. Есть ИП, есть юрлица, а будут еще и самозанятые, которые работают по взятым патентам или лицензиям. Но это только разговоры. Правда, с 1 января предлагают ввести норму, согласно которой трем категориям самозанятых – гувернанткам, няням и репетиторам – разрешат прийти в налоговый орган и зафиксировать себя в качестве самозанятого и встать на учет. Им обещают в течение двух лет полные налоговые льготы, каникулы, они ничего не будут платить. Государство предложило просто зарегистрироваться в этом качестве.
Знаете, сколько человек пришло? Двое. Потому что люди прекрасно понимают: ну хорошо, ну зарегистрируются, а что это даст? У них появятся дополнительные каналы получения кредитов? Или им правовую помощь будет государство оказывать? Нет, они зарегистрируются, а государство обещает, что два года не будет их за это кусать. А что будет на третий год? Зачем это надо? Например, если человек занимается репетиторством, он проживет прекрасно и без этого. А государство теперь говорит: «Ты правонарушитель». Другими словами, любой репетитор, таксист, няня в нашей стране формально занимаются нелегальной предпринимательской деятельностью. И теперь депутаты предлагают за это наказывать. При этом, заметьте, эти люди обеспечивают свои семьи. Они на эти деньги учат потом своих детей в условиях сокращения бюджетных мест в вузах и лечатся на эти деньги в условиях развала госмедицины.
Почему они в качестве ИП не регистрируются? Предполагается, что ИП имеет право нанимать людей, чего не имеет права делать самозанятый. Получается другая природа дохода. ИП живет, грубо говоря, в марксовой схеме — на эксплуатации наемного труда. Два человека шьют халаты под присмотром индивидуального предпринимателя, он будет платить им деньги, а прибавочную стоимость забирать себе. Самозанятый эксплуатирует сам себя. Почему еще не вводят категорию самозанятых? Как мне кажется, депутаты понимают, что если они введут эту категорию, то, с одной стороны, часть людей легализуется в этом статусе, но с другой стороны, часть ИП начнет мимикрировать под самозанятость. Я нанимаю двух человек, но никто это не проконтролирует, и буду говорить, что все халаты шью сама. Это даст мне возможность не платить налоги как бизнесмену, а платить как человеку, живущему своим трудом. У меня другая форма налогообложения. У меня не должно быть контрольно-кассовых аппаратов. На меня не распространяются проверки, которые государство предполагает по отношению к бизнесу. Начнется мимикрия малого бизнеса под самозанятость. Поэтому депутаты очень осторожны и не знают, что делать с этим. С одной стороны, они получат легализацию одной категории населения. С другой стороны, встречную волну теневизации других форм предпринимательства.
Сколько самозанятых в России
Есть опросы, которые называются «Опросы населения по проблемам занятости» (ОНПЗ). Их проводит Росстат. Там есть вопрос «Где вы работаете?» со следующими вариантами ответов: на предприятиях, в организациях, на фермерском хозяйстве, на индивидуальной основе. Автор инициативы Валерий Рязанский утверждает, что самозанятых в России 14 млн человек, но это не так.
В 90-х была ситуация всеобщего развала, когда все предприятия останавливались, и фактически все были самозанятыми в той или иной форме. Например, рэкетир — это кто? Человек «пасет» какой-либо киоск и в этом смысле считается самозанятым. Все челноки были самозанятыми. Если брать уже нулевые годы в период роста российской экономики, то специалисты говорят, что одна из самых больших загадок российского рынка труда состоит в том, что при очевидном росте экономики в нулевые годы у нас занятость в неформальном секторе не сокращалась. А это является нонсенсом с точки зрения мировых тенденций: когда экономика растет, то начинает разбухать именно формальный сектор экономики. Люди, которые работают на предприятиях, в организациях численно начинают доминировать. У нас росла экономика, но при этом рос неформальный сектор занятости. Это не только самозанятые. Это занятые, в том числе, в найме у предпринимателей без образования юрлиц, работающие в фермерском хозяйстве, в найме у физлиц. Это все называется «занятость в неформальном секторе экономики». Их в районе 10 млн, среди них только часть самозанятые.
Почему государство озаботилось проблемой самозанятости
У бюджета сейчас явные запросы на фискальное пополнение. При этом у депутатов не хватает смелости покусать тех, кто наверху, понимают, что деньгами с ними не поделятся. Совсем с бедноты, которая голодает и умирает, шерсти не настричь. Остается вот эта группа людей, которая чем-то еще занимается, стоит на ногах, и какие-то деньги у них еще есть. Давайте попробуем их подоить! Тем более, есть прекрасная юридическая возможность — это нелегальная трудовая деятельность. Но она нелегальная, потому что у этих людей нет вариантов: они не хотят платить налоги со своего очень скромного достатка. Тем более, что если им предложат правовой статус самозанятых, им придется брать лицензию на определенный срок, например, на год. А если они не будут год заниматься? Если самозанятый репетиторствует только в каникулы?
Они надеются получить с этих людей хоть что-то, да и просто имитируют деятельность по наведению порядка в стране. Фискальной выгоды здесь точно не будет, потому что для ее получения нужно наладить систему контроля, учета этих людей, контроля за деятельностью контролеров. Административные издержки, связанные с реализацией этого закона, будут стоить больших денег, не факт, что они будут меньше, чем полученная в результате выгода для государства.
Понимаете, это же все мутится наверху – федералами, депутатами Государственной думы. Они плохо понимают то, что происходит в стране. Они понимают, что статистика врет, но не понимают, в какую сторону. Когда Голодец говорит, что она не знает, где работают 7 млн россиян и на что они живут, я верю ей. Она точно не знает. Но дело в том, что на уровне муниципальных образований местные власти прекрасно знают, за счет чего живет население. И это ресурсы оперативного управления территорией, и они не делятся этим знанием с вышестоящим руководством. Они точно знают, что в их регионе нет безработных. Что все тетки на домах у себя сидят и вяжут из козьего пуха платки. Откуда пух, куда деваются платки? Это теневая экономика. Но за счет этого люди живут. И они этим знанием не делятся. Хотите — считайте их безработными, хотите — самозанятыми.
Вот эти депутаты не понимают, что за счет такой теневизации структуры занятости мы получаем другое крупное преимущество — очень приспособляемую и устойчивую экономическую систему. Нас фактически отрезали от мирового финансового рынка. Другую экономику уже бы разорвало в клочья. Наша даже не шелохнулась, она совершенно по-другому организована. И этим людям, я считаю, памятник поставить надо: они никого не трогают и, сцепив зубы, обеспечивают свои семьи, копят на образование своих детей, поддерживают своих стариков. А давайте их заставим платить налоги! Но тогда давайте и их родителям платить пенсии нормальные! Ведь они вместо того, чтобы платить налоги, эти деньги отдают собственным родителям, компенсируя ничтожность пенсий. Можно собирать налоги со всего, что движется, хоть тараканов налогами обложить. Но налоги — это плата за услуги, предоставляемые государством. А какие услуги оно предоставляет сейчас? У нас половина депутатов в Госдуме — это люди, за которых никто никогда не голосовал. Их не было в партийных списках, которые были предложены избирателям. Партийные списки возглавляют всегда популярные люди, так называемые «паровозы». Владимир Машков почему-то в Кемеровской области возглавлял список «Единой России». Люди проголосовали за прекрасного актера. В результате он отказался брать мандат. Кто взял мандат? Какой-то Хлюпин, за которого люди не голосовали. И теперь он сидит депутатом и рулит Россией. Пусть свои зарплаты отдадут в бюджет и попытаются его латать.
Это же очевидно, что эти люди с очень низкими доходами, которые просто обеспечивают свои семьи. И природа этого дохода — не инвестиции, не рентная составляющая, это просто труд этих людей. И сейчас говорят, что их не будут выпускать заграницу. Можно подумать, они исключительно на Сейшелах отдыхают. Максимум доедут до Турции или до Болгарии.
ИП не требуется контрольно-кассовый аппарат, по крайней мере далеко не всем