Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Я хочу изучить и понять буддизм. С чего необходимо начать?

ФилософияРелигия+1
Софья Горшкова
  ·   · 27,7 K
Дизайнер шрифтов. Интересуюсь типографикой...  · 13 февр 2020
Начинать изучение буддизма лучше с вопроса себе: «Зачем мне это нужно?». Буддизм можно изучать как философию, как часть истории цивилизации, разных традиций или как религию. Можно принять буддийское учение как образ жизни, путь от плохого к хорошему, способ стать счастливее. Соответственно для разных целей подойдут разные источники. 
Если интересна история возникновения буддийских традиций, их различия, этапы формирования, то в сети есть курс лекций в аудио-формате 18 файлов: Рудой Валерий Исаевич «Буддизм». Сначала можно их послушать.
Если интересно глубокое погружение в буддийскую философию, то есть книга: Александр Пятигорский «Введение в изучение буддийской философии» (девятнадцать семинаров). 
Если интересна буддология можно поискать книги таких авторов как: Фёдор Ипполитович Щербатской, Евгений Алексеевич Торчинов, Виктория Георгиевна Лысенко.
Если интересно общее поверхностное знакомство с основами разных традиций, основы буддийской этики и практики, есть книги — 
в традиции тхеравада (палийская, более древняя):
«Основные принципы Буддизма» Бхиккху Бодхи.
«Восемь внимательных шагов к счастью. Следуя по стопам Будды» Гунаратана Бханте Хенепола.
«Тихая лесная заводь. Медитация прозрения» - Аджан Чаа.
в традиции махаяна (санскритская, более поздняя):
«От чего вы не буддист» Дзонгсар Кхьенце Ринпоче.
«Будда, мозг и нейрофизиология счастья. Как изменить жизнь к лучшему» Йонге Ринпоче.
«Искусство быть счастливым» Далай-Лама XIV, Говард Катлер.
в традиции дзен (относится к махаяне):
«Основы дзэн-буддизма» Дайсэцу Судзуки.
«Сознание Дзен, Сознание Начинающего» Сюнрю Судзуки.
Некоторые из этих книг можно прослушать в аудио-формате на ютубе.
Если вам нужно короткое описание, то вот общие положения.
Основой буддийского учения являются сутры — тексты, в которых собраны разъяснения будды. Эти тексты собраны в палийский канон. Основные тексты можно разделить на три части. Виная-питака, Сутра-питака, Абхидхарма-питака. Виная — сборник правил жизни, обетов для монахов и описание жизни будды Шакьямуни. Сутра — сборник мудрых объяснений будды, сделанных им при жизни разным людям. Абхидхарма — систематизация мироустройства, сборник объяснений об элементах мира,  составленный монахами на основе слов будды в разное время. Сначала лучше прочитать Сутра-питаку. Она в основе состоит из сборников Ангуттара Никая, Мадджхима Никая, Саньютта Никая, Кхуддака Никая, Дигха Никая. Есть и другие тексты и комментарии монахов к сутрам. Сначала можно прочитать Мадджхима никаю.
Главные идеи буддизма такие. Самая главная цель буддистов — это полное успокоение раздражённого, неудовлетворённого ума. Ум человека — это поток элементов, существующий в результате образования пяти скандх, совокупностей элементов. 1. Элементы конструирования формы. Материальные движущиеся элементы (атомы, молекулы, кванты поля, энергия, струны и так далее). 2. Элементы распознавания приятного, неприятного и нейтрального (я что-то чувствую). 3. Элементы восприятия, реакции на приятное, неприятное и нейтральное (мне это нравится или нет, или всё равно). 4. Элементы формирования воли (я это хочу или не хочу, или всё равно). 5. Элементы опыта, памяти (в прошлый раз это было приятно, неприятно или нейтрально). В результате объединения этих совокупностей возникает представление о собственном Я, иллюзия постоянной личности, единичном сознании, отделённом от внешнего мира.
Есть два противоположных состояния ума — сансара и нирвана. Сансара — это когда ум существует в движении. Существование — это сансара. Тремя признаками существования являются: непостоянство или движение (анитья), безличностность или непостоянство состояний личности (анатман), неудовлетворительность или непостоянство приятного (дуккха). Любое явление в сансаре обладает этими тремя признаками. Нирвана — отличается от обычного сансарного существования. В нирване есть признак безличностности, но нет признаков непостоянства и неудовлетворительности. То есть, мы уже не можем сказать, что в нирване ум существует или не существует. Это уникальный онтологический статус. Если в сансаре ум состоит из разных связанных элементов, то в нирване остаётся только единый неподвижный элемент нирваны. Это сравнивается с тем, как разные реки впадают в один океан, где уже не различаются. (В разных буддийских школах трактовки этой идеи могут очень сильно отличаться). Существующее сознание в сансаре пропускает воспринимаемые явления через фильтр пяти органов восприятия (зрение, вкус, слух, запахи, прикосновения) и ума, как шестого органа восприятия (мысли). В нирване таких фильтров нет. Поэтому сансара — это сфера иллюзий. Нирвана — сфера реальности такой, какая она есть. Нирвану не получится адекватно описать словами или понятиями, так как это продукты сознания, то есть искажающие фильтры. Нирвану можно раскрыть только в процессе прямого восприятия реальности.
В сансаре элементы ума взаимообусловлены, связаны. Из-за постоянного движения ума возникает привязанность к прошлым приятным состояниям и потеря приятного состояния, утрата. В результате возникает напряжение ума, беспокойство (дуккха). Это первая базовая истина буддизма. Всего их четыре (четыре благородные истины или истины для благородных — арьев). Вторая истина — у беспокойства всегда есть причина. Эта причина — жажда, желания, приводящие к зависимостям, то есть, пристрастия, привязанность к иллюзорному постоянному Я (как своему, так и чужому). Третья истина — о том, что беспокойство не вечно. Что его можно искоренить, нейтрализовать, если убрать его причины. Это о том, что каждое существо может при определённой готовности ума достичь состояния свободы, в котором нет никаких беспокойств. Будда — это название такого существа. Это означает не божество, а пробуждённое существо. Перешедшее из сансары в нирвану. Абсолютно все живые существа обладают природой будды — потенциалом раскрытия реальности, нирваны. В некоторых школах считают, что все существа перейдут в нирвану рано или поздно, и сансара прекратит существовать.
Четвёртая истина — о пути, методе устранения беспокойств. Этот путь был открыт буддой Шакьямуни в ходе его практики. После чего он рассказал об этом методе монахам, которые достигли того же состояния освобождения. И далее это учение сначала передавалось в устной форме, а потом было записано. Сначала на языке Пали, а позже переведено на Санскрит. Путь будды называется восьмеричный путь, потому что будда разделил его описание на восемь условно отдельных практик.
  1. Правильно всё понимать. Не искажать учение.
  2. Правильная мотивация. Стремиться от сансары к нирване. От ненависти к доброжелательности. От страстей к беспристрастности. От иллюзий к реальности.
  3. Правильно разговаривать. Не говорить гадости и ложь. Не причинять вред словами.
  4. Правильно себя вести. Не причинять умышленный вред живым существам. Не совершать насилие. Не впадать в пристрастия, не развратничать. Не воровать, не стремиться забрать чужое.
  5. Вести правильный образ жизни. Отказываться от практик, профессий, дел связанных с причинением вреда, насилием, распространением и употреблением дурманящих веществ. Отказываться от излишеств, привязанностей к ненужным вещам.
  6. Правильно распределять силы. Не перенапрягаться и не лениться.
  7. Правильно запоминать.
  8. Правильно сосредотачиваться.
Три главные помехи на пути — это ненависть-злоба, жадность-страсть, иллюзии-эгоизм.
Основной практикой буддистов является медитация. Её можно разделить на два вида. Шаматха и випашьяна. Шаматха — однонаправленное сосредоточение. Человек выбирает объект наблюдения и старается дольше удерживать внимание на нём. Например, следить за своим дыханием. Как воздух проникает внутрь и выходит. Такая практика помогает подготовить ум к практике раскрытия реальности — випашьяне. Это аналитическая медитация. После того, как человек в ходе шаматхи сосредоточился, настроил ум, он наблюдает, какие в его уме возникают беспокойства и нейтрализует их, путём анализа и устранения причин. Иногда ещё красиво говорят, что человек отпускает беспокоящие мысли. В ходе этой практики человек наблюдает, как связаны взаимозависимые элементы в сансаре. Как движутся все явления, и в том числе ум. Результатом этой практики является успокоение ума. Отказ от привязанностей, приводящий к беспристрастному абсолютно спокойному восприятию внешнего мира. В ходе этой практики есть несколько последовательных этапов, которые называют джаны. Проходя как по ступеням эти этапы, в итоге человек достигает состояния невозвращения к беспокойствам. Такое состояние называется нирвана при жизни. Такой человек проживает остаток жизни в соответствии с монашескими обетами, которые становятся для него естественным образом жизни. Он помогает другим освободиться от их беспокойств. Когда такой человек умирает, это называют окончательная нирвана или паринирвана. В буддийском представлении такой человек прожил жизнь не зря и достиг всего, чего можно и нужно было достичь.
Буддизм не философия это религия с историей это сильно не связанно!
Буддист, русофоб, редкая скотина  · 17 авг 2021
Понять буддизм примерно так же легко, как в совершенстве выучить иностранный язык. Не буду сильно умничать, для новичка рекомендую ровно 2 книги: 1) Торчинов "Путь Ученика" - тут вас и в буддологию введут и представят основные... Читать далее
Преподаватель авторской методики тренировок...  · 4 окт 2021
Здравтя! Предлагаю Вам, начать с "Пхагават Гитты" и изучения азов Хатха йоги. Время для понятия и перехода подребуется от 3 лет и до бесконечности... Хорошо найти грамотного наставника, того кто не будет Вас, пользовать... Читать далее
Изучаю практики осознанности и дзэн медитацию под...  · 10 февр 2021
Я вам напишу, с чего я начал, а дальше уже сами выберите свой путь. Меня заинтересовал буддизм еще в детстве, когда я занимался боевыми искусствами. Тогда читал отдельные статьи, чтобы понять, что это вообще за религия такая... Читать далее
диванный эксперт, любитель экстрима к.т.н...  · 9 янв 2022
Буддизм очень разнообразен. Надо смотреть, - что вас может вдохновить. Какие примеры практиков вам кажутся интересными. Буддизм может быть забавным, может быть серьезным, может быть скучным, может быть загадочным, может быть... Читать далее
инженер-электронщик, читатель, зритель, самец.  · 12 февр 2020

Двухтомник Радхакришнана "древнеиндийская философия" - том 1.

Двухтомник Радхакришнана "древнеиндийская философия" - том 2.

А там видно будет. Обращайтесь, отказа не будет.

Комментарий был удалён за нарушение правил
Буддизм студент магистратуры экология  · 17 янв 2022
Духовная практика востока Махаси Саядо и Ньянапоника Бирма описуют метод медитаций и создания для них условий Юра Буддист успешной медитации!
Мария домохозяйка  · 23 авг 2021
Начните с общения с монахом. В Буддизме крайне важна прямая передача учения. Если Вы не можете или не хотите найти монаха, то попробуйте скачать и почитать сутры. Кстати весьма неплохие переводы Торчинова и Игнатовича "Сутра о... Читать далее
Мистицизм, религия, отношения   · 14 февр 2020
"Я хочу изучить и понять буддизм. С чего необходимо начать?" Вы верно поставили вопрос. Ни с того, какие книги мне необходимо читать? Для этого необходимо начать собственные исследования, с мира который находится внутри вас, а... Читать далее
Первый
Магистр ТГТУ, Экология  · 15 дек 2022
Духовная практика востока Махаси Саядо и Ньянапоника  буддизм Бирмы книга САНКТ ПЕТЕРБУРГ  описание практик практически первоисточник ну если есть вопросы по медитации Юра Барсик ТАМБОВ можно и спросить