А кто такие - глупые люди? На мой взгляд - повторю за Платоновским Сократом обобщенную истину:
Глупый человек - это умный человек, просто не знающий об этом.
Здесь два тезиса: 1) или человек не знает, что он потенциально умный: у него есть все задатки и способности, чтобы стать умным. И тяга, которую он может чувствовать смутно, интуитивно, но из-за разных "более важных" с его точки зрения дел он отодвигает эту тягу к знаниям на задний план; 2) или человек не знает, что он - человек.
Это на самом деле так. Глупым часто считает себя уже умный человек. Вспоминая себя - вчерашнего. Как же я был глуп. Не понимал, не читал, не думал, делал что заблагорассудится, злобствовал, ничего не хотел познавать, жил чужим умом и своими страстями. Как же хорошо, что я стал немного иным. Читаю, делаю выводы, слушаю учителей, стремлюсь к познанию и добродетельности... Самое главное - вот этот переход от "глупого" состояния у умному. Самое трудное дело. Ведь пока человек не поумнел, не знает, что он чего-то не знает. В отличие от голода физического, когда нервные окончания тянут его желудок нудной, кислой тягостью - физическим голодом, голод духовный ощущается только странным чувством неудобства. Неуютно как-то в среде более знающих, думающих, сильно любящих, чем-то важным жертвующих - людей. Которых пока-не-умный, от чувства досады, стремится ... если не скушать, то дискредитировать. И пока ему очевидно не докажут, что он не прав - (так доказывал сам Сократ, своим методом сначала "обижая" собеседника, затем побуждая задуматься) - он будет упорно отстаивать. Нет, не свои убеждения, ибо убеждений у него еще нет. Свою озлобленность и ожесточенность. Свою Я-проекцию, идеальное представление о себе и негативное - о других. И это очень трудно преодолевается. Поскольку такой тип поведения - выгоден и не требует особых интеллектуальных усилий. А спроси что-то по науке, новым, освоенным знаниям, философии, психологии, литературе или искусстве и их значении - он и растеряется. Не знает, не понимает, ему все равно - ведь там речь не идет о сверхценности этого человека и его потребностей. Как его переубедить? Что-то должно подтолкнуть, кто-то должен взять за руку и подвести к океану знаний. Кто-то должен доказать, насколько важно - утолять голод духовный, странно ощущаемый через неудобство и озлобленность. Только после этого ты встанешь в очередь за знаниями.
К Сократу тоже выстраивались очереди за умом. Ему удавалось убедить многих... нет не в том что они глупы (в этом человек сам убеждается по происшествия некоторого времени). А в необходимости взять книгу, продумать проблему, в том числе и социальную, свое место в этой проблеме, искать смысл жизни, читать, переживать, еще раз думать. Преодолевать.
И второй пункт. Когда человек не знает, что он - человек. Это относится к сфере морального самоопределения. Иногда люди не хотят ничего знать только потому, что не знают, кто они. Люди ли? И чем они, как люди, отличаются от животных. Пока они этого не поймут, они не захотят духовной пищи: знания и понимания. И должно что-то случится, чтобы такой человек понял значение исключительно человеческих качеств не только для себя - для других. Для тех, кто рядом. Для тех, кого он ценит не меньше, чем себя. Значение разума и совести, значение мужества, смирения, стойкости, творчества и познания.
Что же должно случиться, чтобы человек встал в эту очередь за знаниями? Часто бывает, что это кризис, проблема, просьба родных и близких, которую не разрешить с позиции хищного и эгоцентричного "наполеонова комплекса". Не разрешить с помощью всей своей рати - друзей, приятелей, "крышевателей" и попечителей с их деньгами и связями. Только самостоятельно, только вникнув в суть дела, только своими мозгами и руками, только теми самыми - важными словами и поступками. Исполненными мужества и самоотречения. Или должен встретится человек, умеющий все это объяснить. Глядя в глаза и излечивая душу.
Глупых людей не существует. Есть люди, еще не знающие, насколько они умные и сильные.