Германия потерпела поражение в Первой мировой войне, но к моменту перемирия 11 ноября 1918 года на ее территории не было ни одного вражеского солдата. По условиям «мира» она потеряла часть территории и природных богатств, иностранные рынки и т.д. (об этом подробно написано в моей книге «Вторая мировая: война, которой не могло не быть»), но сохранила большую часть природных богатств, промышленный, научный и технический потенциал и, главное, людей, готовых на любые жертвы ради страны.
Англичане и американцы давали Германии кредиты — чтобы она могла выплатить репарации Франции и Англии (англичане вскоре от репараций отказались, американцы даже не претендовали) и чтобы немцы могли покупать английские и американские товары. (Отсюда всякие сказки про то, как Англия и США «выращивали» Гитлера — это недостойно внимания.) США хотели, чтобы Германия выплатила репарации Франции и Англии, потому что в свою очередь рассчитывали получить хотя бы часть военных долгов — от тех же Франции и Англии.
Самую тупиковую политику выбрала Франция. Она хотела получить от Германии репарации, но еще больше хотела ослабить германскую экономику как своего главного конкурента. Немцы говорили: «Дайте нам заработать, чтобы мы могли заплатить». Французы не давали заработать и требовали заплатить. В итоге, под нажимом США и Англии, им пришлось занять более разумную позицию.
Поражение Германии в Первой мировой войне ни по характеру, ни по масштабам не сравнимо с поражением во Второй мировой войне.