присоединюсь к Дмитрию Николаеву по поводу двух способов систематизации чтения: 1. взять уже готовый, кем-то составленный список; 2. Выбрать жанр, тему, событие, временной отрезок и последовательно осваивать.
Сам читаю художку тематически, что дает возможность вникнуть в проблематику и составлять список поднимаемых вопросов самой темой, а не конкретным автором.
Науч. лит. с привязкой к истории развития проблематики, от первых упоминаний - до того, какие вопросы ставят современники.
Также присоединюсь к идее о целеустремленном чтении. Если есть ответы на вопросы "зачем мне это читать?", "для чего мне это читать?" и тп., то чтение уже систематизировано заданной целью и абсолютно все-равно какой из двух способов выбран :)
Но тогда возникает следующий вопрос: как систематизировать и хранить, анализировать, и использовать полученную инфу из книжек )