"Кто виноват?" = "Кто плохой?", - по мне, не та постановка вопроса. Все. Никто.
Имеет смысл, мне кажется, вопрос про ответственность, а это совсем другой вопрос: "Что делать?"
При любой профессиональной ошибке, например, только он и имеет смысл.
Это вопрос о том, 1) как можно минимизировать последствия, насколько это вообще возможно, 2) что сделать в дальнейшем для системного предотвращения таких ошибок, 3) какая будет социально-юридическая реакция на ошибку (и это тоже про пп 1), 2))
Ещё две вещи.
Анализ всегда идёт по алгоритму: сперва - что было сделано удачно, затем - что в следующей такой ситуации надо сделать по-другому. Это хоть по своим ошибкам, хоть при анализе чужих.
Ответственность НА САМОМ ДЕЛЕ, объективно, всегда распределена между всеми участниками ситуации (вот сейчас феминистки увидят своё и меня уничтожат). Но прагматически полезно, если ты участник ситуации, исходить из полного принятия ответственности за всё происходившее на себя. Помните: ответственность - это вопрос "Что делать"? - То есть если я руководитель, и накосячили мои подчинённые, мне полезно исходить из того, что вся ответственность - на мне. ИМ об этом не надо ни в коем случае говорить, ДЛЯ НИХ конструктивно будет, если они всю ответственность будут рассматривать как свою, на своём уровне.
Внимание, я не беру тут жертву насилия, там особая ситуация с ПТСР, но вообще чем ближе человек будет уже к здоровому состоянию, тем яснее его на адекватное отношение к ответственности за свою жизнь нужно всё равно выводить. (Не к "вине"!! К ответственности, не может взрослый человек не принимать ответственность за свою жизнь на себя, в принципе, фундаментально. Согласны?)
Ближайший аналог в моём опыте - разбор случаев материнской смертности на комиссиях по родовспоможению (или акушерско-гинекологических, уже не помню правильного названия).
То есть если умерла беременная/роженица/родильница, и это связано с беременностью, вызывают в огромной аудитории, при максимуме коллег, КАЖДОГО, кто из врачей как-то женщину вёл при беременности, и по КАЖДОМУ делают полный, под микроскопом, разбор. Что сделал правильно, какие ошибки. Дают ему слово, задают ему вопросы. Выносят решение. - И по человеку, и по его медучреждению. - И это именно не про "вину". Это - что сделал правильно, какие ошибки, и что сделать, чтобы ни сам врач, ни присутствующие, их никогда больше не сделали.
И - обычно ошибки обнаруживаются у каждого, на каждом этапе. Никто не идеален.
Думаю, тут действительно полная аналогия с ситуацией, которую вы предложили рассмотреть.
А посадят при этом парня, не оправдают же. - Кстати, анализ бы я начал с того, что - плюс! - не себя убил.
Виноват классный руководитель, завуч и директор по нисходящей кривой уменьшения наказания и, конечно, виноваты взрослые, с которыми жил ребенок, и его родители.
в данном случае задира не просчитал степень своей безнаказанности. Но опыт к нему уже не придет. ;-)