Мунаджат араб. букв. — разговор с самим собой, обращение, мольба к Аллаху о прощении — лирический жанр восточной, в том числе татарской литературы и фольклора. В литературе — стихи, в народном творчестве — напевные произведения, пронизанные философскими размышлениями, с преобладанием мотивов грусти, печали и разлуки, бытующие в письменной и устной форме. Мунаджаты, как и баиты, относятся к лиро-эпическим жанрам, в которых при значительной роли текста именно напев формирует стиховой ритм. Сходными чертами в баитах и мунаджатах является трагизм. В баитах он выражен в их сюжете. Мунаджаты не содержат эпичности, событийности, которая присуща баитам. Как верно отмечает А.Х.Садекова: Это, если можно так выразиться, камерный, интимный жанр.
Мунаджаты сыграли значительную роль в формировании нового языка татарской поэзии. В отличие от канонических текстов, которые распевались на арабском языке, мунаджат дал возможность верующим обращаться к Всевышнему на родном языке.
В татарской фольклористике существуют две классификации по тематике мунаджатов. Первая, более ранняя, представлена у Р.Ф.Ягъфарова , в которой выделяются три тематические группы мунаджатов:
1 мунаджаты о разлуке с Родиной, родной землей
2 мунаджаты о взаимоотношениях матери и ребенка
3 мунаджаты о жизни и смерти.
Вторая классификация Ф.И.Урманчеева [4 : 110-114] содержит четыре тематические группы:
1 мунаджаты о родной земле
2 мунаджаты о матери и дитя
3 мунаджаты о смерти и бессмертии
4 мунаджаты, посвященные Аллаху и его пророкам.
В результате исследований мунаджатов изучаемого региона можно сказать, что в них сохранена вся поэтика, красота жанра и они достойно вливаются в культурное наследие татарского народа. Надо сказать, какой бы разнообразной не была тематика мунаджатов, они делятся на две большие группы:
1 мунаджаты назидательного характера
2 мунаджаты, повествующие о самых горьких минутах в жизни человека, которые являются криком Души. В этом внутреннем монологе израненного сердца накал страстей, боль, страдания доходят до высшей точки и просят разрешения. Человек хочет, чтобы его слышали и слушали. Среди мунаджатов такое содержание является преобладающим.
Это как люди воспринимали духовную жизнь со своей точки зрения, с образной стороны. Своё отношение к религии в песнях.
Могу сказать только насчет иудаизма: во время жертвоприношений в храме левиты пели песни, на данный момент храма нет, соответсветнно и госпела:(