Слегка тупиковая постановка вопроса. Уже априори в вопросе говорится о том, что не "кто принимает решение", а именно "ЧТО принимает решение".
С моей точки зрения, волевое решение принимает именно наша "ктойность", доминирующая в связке "ктойность-чтойность".
Поясняю: существует всего лишь два основных типа мировоззрений, один из которых отвечает на вопрос "Кто есть Истина" (именно этого мировоззренческого типа придерживаются теистические традиции и мистики) и второй тип, предпочитающий отвечать на вопрос "что есть истина" (это мировоззренческое ядро исповедуют даосы, буддисты, а также атеисты).
Но в реальности, так или иначе, командует парадом не эти два типа мировоззрений по отдельности, а скорее их связка в формате "ктойности-чтойности". Это, примерно, как в квантовой физике, когда природу реальности представляют в форме и волны, и частицы.
"Ктойность" -- задает условную вертикальную Сущность реальности и мира. В свою очередь, "чтойность" -- формирует условное горизонтальное наполнение реалий (можно сказать, это "материя" или как более точно выражался Аристотель -- "то, из чего все состоит", т.е. "то, что в форме"). В другом понимании, можно сказать, что идеальная "чтойность", равна, по сути, Духу Святому, который "веет, где пожелает".
Причем, если "чтойность" организуется, скорее, по принципу "ризомы" в философском понимании постмодернистов и соответствует в политике принципу "демократии". То природа "ктойности", напротив, реализуется по иерархическому принципу. Сочетание этих принципов и образует наш мир.
В этом контексте, если человек отдает тотальное преимущество в своей жизни "чтойности", то у него со временем атрофируется способность принимать "волевое решение" и в практическом плане, так называемой "свободы воли" у него как бы уже и не остается. Впоследствии такой человек уже называется как бы "безвольным" и попадает в концептуальный плен "причинно-следственной" логики.
Если же человек культивирует "ктойность" существования, то, естественно, у него повышается как осознание, так и реальное применение на практике "свободы воли", поскольку "воля" обычно есть у того, "кто есть". Но также излишнее злоупотребление и культивирование "ктойности" мира способствует испарению духовной атмосферы из жизни человека, появляется гордыня, окостеневает жизнь Духа.
Важно очень соблюдать правило "золотой середины", понимать, что любое мировоззрение, любую религию, любую науку, любую логику, любое знание необходимо рассматривать как некоторую информацию для размышления, прежде всего.
Буддисты не принимают идею овеществления сознания. Это искажение буддийского учения.