А как может не быть свободы воли, если вместе с человеком решение принимает весь мир? Принятие решения в сознании — это не мгновенный выбор между 0 и 1 как в компьютере, а сложный процесс, обусловленный как внутренними, так и внешними по отношению к человеку, продленными во времени явлениями. У вселенной есть базовое свойство, заключающееся в том, что в мире нет чего-либо абсолютно неподвижного. Соответственно и структуры, составляющие нейроны мозга, представляют собой постоянно изменяющиеся части. Это движение имеет множество путей, а не только два примитивных, как в логике — истина и ложь. В сознании легко уживаются такие результаты принятия решения, как например: и да и нет, ни да ни нет, немножко да и в то же время нет, сегодня да а завтра нет, и любые другие, придумайте сами.
Каждое сознание уникально тем, что проявляется как отдельная часть мира. Если весь мир — это река, то сознания в нём, это движущиеся капли воды, уникальные тем, что находятся в разных частях потока, и создающие течение этого потока. Можно ли сказать, что река свободна от капли? Нет, потому, что без этой капли река текла бы по-другому. Можно ли сказать что капля свободна от реки? Тоже нет, потому что сама по себе капля тоже текла бы по-другому. Так же и сознание связано с внешним миром — является его частью.
Можно сказать: свободы воли нет, так как весь мир несвободен, что движение мира — это как раз то, что демонстрирует его несвободу. Как несвободен камень катящийся с горы. В этом случае возникает желание спроецировать человеческое представление о свободе на весь мир. Назначить миру первопричину его несвободы. Но тогда возникает логическая несогласованность: если весь мир несвободен, соответственно несвободны все его части, несвободны сознания, тогда как несвободное сознание может утверждать свою несвободу? Разве осознание несвободы не является признаком свободы? Когда собака крутится вокруг себя в попытках поймать свой хвост — она несвободна. Но если собака осознает свою несвободу, она перестанет ловить свой хвост. Также и человек, рассуждающий о несвободе воли проявляет свободу.
Буддисты не принимают идею овеществления сознания. Это искажение буддийского учения.