У человека есть инстинктивный фундамент поведения, который, однако же, не определяет поступки людей (примеры: -подвиги А. Матросова, Н. Гастелло и др., традиционные японские самоубийства - харакири и сеппуку, явления альтруизма и самопожертвования (например, работа врачей-волонтеров в очагах эпидемий) - это преодоление действия инстинкта самосохранения;
-широко распространенный во многих культурах инфантицид - это противодействие материнскому инстинкту;
-широко распространенный во многих религиях (христианство, буддизм, джайнизм, индуизм, даосизм) монашеский аскетизм (воздержание от сексуальных контактов, безбрачие, бездетность) - это преодоление инстинкта размножения;).
То есть, можно сделать следующий вывод: инстинкты, наряду с другими биологическими составляющими, являются теми "кирпичами", из которых построено "здание" высшей нервной деятельности и поведения человека, и влияют они (инстинкты) на те или иные поступки человека лишь косвенно.