15 декабря стоимость парковки на центральных улицах Москвы увеличилась до 380 рублей в час (https://www.novayagazeta.ru/news/2018/12/15/147649-v-moskve-izmenilis-pravila-i-stoimost-parkovki). Аргументы сторонников повышения сводятся к тому, что это единственный способ ограничить количество машин в городе: «Мы не поместимся, если каждый будет занимать столько места, сколько занимает одна машина. Поэтому парковка должна быть очень дорогой» (https://echo.msk.ru/blog/samsonova/2334921-echo/). Или: «Давайте помнить - Москва действительно не резиновая, и, к сожалению, только ограничительные меры сработают» ( https://echo.msk.ru/blog/sobchak/2335913-echo/)
Это не совсем корректные аргументы, построенные на ложной альтернативе – либо парковка бесплатная, либо парковка дорогая. Из двух вариантов лучше второй, так как иначе будет транспортный коллапс (точно такая же ложная дихотомия у сторонников повышения пенсионного возраста, предлагается ложный выбор из-за искусственно суженной области альтернатив – подробный разбор смотри здесь https://mmironov.livejournal.com/44070.html). На самом деле есть другие механизмы рационирования парковочных мест, которые сторонниками повышения цен вообще не рассматриваются.
Повышение цены парковки до 380 рублей в час действительно позволяет сократить количество машин. Однако подобная мера ведет к тому, что личной машиной могут пользоваться только богатые. Медианная зарплата в Москве составляет порядка 50,000 рублей (https://meduza.io/news/2017/12/07/nazvany-rossiyskie-regiony-s-samymi-vysokimi-i-nizkimi-zarplatami), или 290 рублей в час. Получается, подавляющее большинство москвичей в час зарабатывает намного меньше денег, чем им предлагается заплатить за парковку. Оплачивать парковку по таким тарифам могут только несколько процентов самых богатых москвичей.
И здесь у общества встает выбор, кому машиной пользоваться нужнее: условной Ксении Собчак, которая приехала в ресторан или за покупками в «ЦУМ» или многодетной семье, которая хочет привезти четверых маленьких детей в центр, чтобы погулять по новогодней Москве и показать детям елку. Мэрия Москвы сделала свой выбор – центр для богатых. Для них, в силу располагаемых доходов, не составит труда оплатить 390 рублей в час, если даже они едут в центр по каким-то пустякам. Для большинства же москвичей, даже если им очень некомфортно в данном конкретном случае ехать на общественном транспорте, тем не менее оплата парковки в центре просто не по карману.
Кто-то возразит – подобные аргументы попахивают левацким социализмом. Богатые, в силу имеющихся ресурсов в их распоряжении и так могут себе позволить намного больше, чем бедные – премиальную еду, машины, одежду и т.д. Это действительно так. Но остальные продукты продаются на конкурентном рынке, и их цена обычно обусловлена издержками. Если условно Mercedes продается за 100,000 долларов, то его себестоимость будет как минимум 80,000. И его просто нельзя продавать за 10,000, чтобы он был доступен всем, иначе производитель разорится. Как только себестоимость снижается, продукты еще ранее доступные только богатым, становятся объектами массового спроса (например, еще 25 лет назад сотовые телефоны могли купить себе только очень богатые люди). С парковочными местами на улицах ситуация кардинальным образом отличается. Для города они фактически бесплатные (если учесть перекладку асфальта раз в несколько лет, то у них появится небольшая стоимость), и город может брать 50, 100, 200, 400 рублей в час, и любой тариф будет прибыльным. Задача города должна состоять не в том, чтобы собрать максимальное количество с граждан за пользование парковками (которые и так платят налоги), а чтобы обеспечить справедливый доступ к городской инфраструктуре тем, кому это нужно.
Когда город резко повышает стоимость уличной парковки, то это действительно сокращает количество машин, но при такой схеме парковками могут пользоваться только богатые. Какие могут быть альтернативы? Например, можно составить категории тех, кому неудобно по каким-то причинам передвигаться на общественном транспорте – многодетные семьи, инвалиды, пожилые люди, у кого проблема ходить/стоять. Для их машин можно сделать либо льготный тариф, например, 100 рублей в час, либо выделить какое-то число бесплатных парковочных часов в год. Если многодетной семье нужно заплатить 100 рублей в час, то она все равно не будет ездить в центр без особых поводов. Или если выделить, например 20 часов парковочных в год (а потом плати 380 руб). Тогда семья будет знать, что у нее есть 6-7 бесплатных поездок в год, и нужно подумать, как их лучше распределить. При такой системе городские парковочные места делятся между богатыми и остальными москвичами. Просто механизмом ограничения выступает не цена, а квоты.
Подобных систем в мире реализовано не очень много (исключение – парковка для инвалидов, они могут почти во всех городах мира парковаться бесплатно). Это связано с тем, что системы учета парковочных машин по номерам появились сравнительно недавно. Однако в Москве эта система работает, и при желании распределять квоты/льготные тарифы владельцам каких-то машин не составит большого труда.
Но даже в отсутствие сложных систем, почти во всех крупных города система уличного паркинга утроена так, что там могут парковаться все граждане, а не только богатые. Цена уличной парковки в Москве сейчас выше, чем почти во всех европейских столицах (https://www.infox.ru/news/251/economy/finance/211312-obognali-evropu-parking-v-moskve-stanet-doroze-cem-v-es), а если учесть разницу в зарплатах, то разница будет многократной. Парковка на улицах европейских городов включает в себя двойной тариф. Первая часть – это стоимость самой парковки. Вторая часть – нужно потратить время на ее поиски (потому что уличная парковка всегда забита, нужно ждать пока кто-то уедет). Итого, парковка в Мадриде обходится не 2.25 евро в час, а 2.25 евро в час плюс 15-20 минут на ее поиски. Если у вас стоимость времени дешевая (вы немного зарабатываете), то вы будете искать парковку на улице. Если стоимость времени дорогая – то вы сразу поедете в частный паркинг, где стоимость парковки 3.5-4 евро в час. Таким образом реализуется схема, что машиной при необходимости могут пользоваться и богатые, и бедные. Бедные оплачивают часть тарифа своим временем. Богатые платят больше и не тратят свое время.
Если в Москве нет желания/политической воли выстраивать систему льготных тарифов для нуждающихся категорий, то можно просто перенять систему европейских городов. Учитывая разницу в доходах, тариф на парковку должен составить порядка 100 рублей в час. От того, что тариф будет не 390, а 100, парковочных мест больше не станет и машин особо больше тоже. Просто те, кто могут платить 100 рублей в час будут искать парковку на улице, а для тех, кто готов 400 рублей и выше, предприниматели построят многоэтажные паркинги, и так смогут спокойно ездить в центр. При такой схеме рационирования в город смогут ездить и богатые, и остальные москвичи (которые будут частично «оплачивать» парковку своим временем). Количество машин, которые приезжает в центр, будет все равно ограничено количеством парковочных мест. Просто они будут не все отданы богатым, а часть из них достанется и небогатым москвичам.