Всё очень просто.
Термин "заставить" звучит негативно. Приятней созвучие "наставить", "обучить", "показать целесообразность"(что спорно, ибо откуда он, ребёнок, знает о целесообразности-то?), "привить".
Разумно делать так, чтобы идея исходила не извне. Снаружи кожа толще. Важно, чтобы мысль, идея рождалась изнутри. Там она расцветёт сама и всем будет радостно. Ведь как убедить другого человека принять идею? Силами спора, силовыми методами, можно усугубить его мнение - "отчего это меня бьют, быть может, это от того, что я прав?" - но к своему мнению человек прислушивается охотней, чем к чужому.
Разобрались. Теория красивая. Давайте разбираться с практикой.
У вас есть талант? Развивайте его, и ребёнок потянется. Заодно разберётесь с процессом на собственной шкуре.
"Ох, папа, ну у тебя и звучание на скрипке. Будто кошке хвост отдавили" - добейтесь этих слов от своего дитятки, после фразы "смотри, папуля, как надо" он сыграет вам рапсодию в своём лучше исполнении.
Игровое и творческое действо воспринимается ребёнком лучше, чем серьёзная аналитика и зубрёжка скучных истин.
Поощрения или наказания стимулируют действие.
"Они дают мне рубль за оценку отлично и ничего - за другие оценки. Мне бы лучше подготовить себя к контрольной получше". Долларизация успеха может быть и такой. Но для начала привейте ребёнку ощущение "прибыли". Он должен знать, куда девать эти рубли. Должен ли он знать о наказании? Лучше всего ему не знать об этом. Но не все люди способны воспринимать поощрения, вы знаете, многие способны воспринимать только наказание. Но может вам повезло?
Пометите свою рыбку в аквариум к золотым, и она будет учиться быть золотой. ПРосто чтобы не отставать от сверстников.
Стимулировать зависть просто. Кто-то и спать не может, пока не переплюнет "вон того пацана с соседней площадки". Но для начала убедитесь, что цель реализуема для вашего кумира яслей.
Ведь меня ими кормили всё моё детство. Осточертело. С талантом может оказаться так же?