Конечно, все зависит от контекста и гармонии, огромное количество бодрой попсы написано в минорных тональностях, и наоборот, грустные лиричные песни можно сделать и на мажорных аккордах. И когда в гармонии минорный аккорд сменяется другим мажорным, это не значит, что было грустно, а стало весело, у аккордов в гармонии свои роли, которые все-таки сложнее.
Но если слушать аккорды отдельно, то каждый из них сам по себе, наверно имеет какое-то свое настроение. То есть, если представить, что играемый аккорд является тоникой и все дальше будет крутиться вокруг него. Это субъективно, но можно представить.
С - обычный мажор, ровное, спокойное и гармоничное настроение.
Cmaj7 - что-то более воздушное, легкое и светлое, чем просто мажор. Но все равно устойчивое, в отличие от
С7 - который, наоборот, более игривый и наглый мажорный аккорд. Доминантсептаккорды в классике применялись как неустойчивые аккорды в кульминации, и требовали обязательного разрешения в тонику, но в джазе, блюзе, роке и фанке они вполне могут тониками сами, только с более приподнятым настроением.
Сm - простой ровный минор.
Сm7 - тоже минор, более изысканный, типа люблю кутаться в плед, пить кофе, грустить и смотреть на дождь :)
"sus" в названии аккорда обозначает "suspended", то есть аккорд с задержанием. У этих аккордов нет терции, которая и определяет минорным является этот аккорд или мажорным, а вместо нее есть соседняя секунда или кварта. И слово задержание как бы подразумевает, что эта терция должна появиться.
Сsus2 - это когда нет терции, но есть секунда или нона (в данном случае - одно и то же, 2 + 7 = 9). У него, мне кажется, такое потерянное настроение, чувство неопределенности, но он достаточно красивый. И при этом не такой уж неустойчивый, то есть можно конечно перейти из него в Сm, но не обязательно.
Сsus4 - уже более напряженный и неустойчивый аккорд из-за кварты, какой-то более подвешенный и трагический. Если из него перейти в С или в Сm, то эта неустойчивость наконец разрешится :)
С5 - так обычно обозначают power chords, аккорды, у которых нет терции, поэтому они не минорные и не мажорные, и задержания у них тоже нет. Это просто такие мощные квинты, и используются они чаще всего при игре на электрогитаре с перегрузом, потому что полные аккорды при перегрузе превращаются в кашу, а квинты звучат четко и уверенно, и можно играть рок и металл.
C5+ и Сm5- - это более напряженные и неустойчивые варианты С и Сm с повышенной или пониженной квинтой. Вряд ли их кому-то захочется использовать в качестве тоники и вообще держать дольше одного такта.
Сdim - уменьшенный септаккорд - это такой аккорд-лабиринт, из которого можно выйти в разные стороны. У него самого такое загадочное звучание, а еще он совпадает с Adim, F# dim и Gb dim, его можно прикольно двигать по малым терциям вверх или вниз.
С6 и Сm6 - вот про них мне сложно что-то сказать, я знаю, что они есть, но как-то они у меня не пошли, не знаю зачем их применять и когда. Хотя кто-то использует.
Надстройки типа 9, 11 и 13 - это внесение дополнительных оттенков. Причем, по идее С9 должен также содержать и 7, С11 - 7 и 9, все это просто исходит из логики того, что аккорды строятся по терциям. А вот когда пишут add9, то просто добавляется 9 ступень и все, это аккорд похожий по настроению на Csus4, но более определенный - мажорный Сadd9 или минорный Сm add9.
Вообще это все очень большая тема, аккорды звучат по разному при тесном и широком расположении, то есть когда ноты близко друг к другу или разнесены дальше, по разным октавам. В гармонии есть куча закономерностей, по которым разные аккорды сочетаются или не сочетаются, это такой сад расходящихся тропок. И настроение песни в итоге складывается из всей гармонии целиком, ну и конечно из ритма, мелодий и звука, которые там есть.
ярко и ёмко. Спасибо