Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Должен ли человек иметь подготовку для того, чтобы понимать современный театр?

Образование+2
Irina Pichugina
  ·   · 581
Режиссер, педагог Школы-студии МХАТ  · 10 окт 2016

Я открою вам маленький секрет: никто никому ничего не должен. Если вас это как-то радует, тянет, возбуждает – вы приходите. Безусловно, есть момент роста и прихода к каким-то вещам. Есть какие-то вещи, которые вам недоступны, а потом вы начинаете и в этом разбираться. Простой пример: наши стали ездить в Италию туристами. Им там ничего не понятно. Но потом съездил раз-два, и на третий раз он уже знает, что такое bonjorno и quando costo. Потом узнаёт другие слова. А потом приходит и работает на этом языке, рассказывает, как всё хорошо, как он всё понимает.

Образовательную функцию культуры никто не отменял. Но это не значит, что вот ты обязан что-то. Нет, ты ничего не обязан. Был такой случай, когда Филипп Григорьян сделал, опять же в рамках фестиваля «Территория», замечательный спектакль «Полнолуние». Мы это дело впервые показали в Сочи. Курортный культур – всё понятно, курортный культур везде одинаковый. И не надо говорить, что у нас на курорте слушают Стаса Михайлова, а в Ницце, значит, слушают Баха. Я вас умоляю, всё то же самое. Курортный культур – как бы развлекатель, и вот что там происходит. Танец Буто – это же очень сложная вещь: говорят, что он родился после бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, тогда человек как бы внутренности вот эти выворачивал, в бинтах весь, процесс рождения между мирами… И вот этот один, в бинтах, заходит, и зал: «ха-ха-ха». А он продолжает работу. Зал затихает. Никто не ушёл. В начале было такое: «Мань, что за х*ня? – я просто цитирую, справа из-за спины, – пойдём отсюда!» Отвечает: «Не, посмотри, у них вон там…» (а у них там такие лесные олени выходят, такие пластические красивые вещи). Он говорит: «Ну смотри, вон олени идут, да замечательно, то, сё…» Ладно. Финал. Эти же люди выходят – и такой текст: «Мань, я них*я не понял, но это интересно». Была выполнена просветительская функция. В следующий раз он придёт, а через пять-семь спектаклей он скажет: «Знаете, я всё-таки думаю, что это тенденция…» И понесёт его. Вот и всё. Культура – это и есть момент просвещения. Культура – это не театр и музей, а способ коммуникации, который мы себе позволяем.

Мне кажется, у зрителя должно быть только одно умение, да и не только у зрителя, но и у человека вообще. Это очень непросто, это далеко не у всех получается (и у меня не всегда получается!), но это важно. Речь идет о внутренней... Читать далее