Вопросы идентичности всегда вызывают дискуссии, зачастую - недружелюбные. К счастью, ученые разработали терминологию, позволяющую описывать этническую идентичность академическими терминами. То есть избегая уничижительной или, наоборот, пафосной лексики.
Любая этническая идентичность (русский, француз, японец, непалец) может быть описана с использованием всего двух терминов: языковая принадлежность и историческая память. С первой все более-менее понятно. Если ваше первое в жизни слово было "мама" (а не mutter или anyuka), значит, ваши родители говорят по-русски, следовательно, определяют себя и вас как русского. В дальнейшем вы, например, можете сменить место жительства и переехать в Австралию. Ваши дети будут знать русский, но разговаривать по-английски. Их идентификация будет смешанной, что принесет им немало проблем. Однако их дети (ваши внуки) будут уже считать себя австралийцами и в целом у них не будет личностных проблем, связанных с вопросами самоопределения. А ваши правнуки, скорее всего, даже и знать не будут о российском происхождении их прадеда, потому что это будет для них неактуальной информацией.
С исторической памятью чуть сложнее, хотя тоже все понятно. Историческая память - это набор когнитивных формул об устройстве прошлого, вынесенных из уроков школьной истории, СМИ и общения с друзьями. Разделенный по разным государствам, но сохранивший общий язык и общую память польский народ дважды восставал из руин и возрождал свою государственность.
О каких когнитивных формулах речь? История - это нарратив, который описывает протяженные временные периоды, опираясь на представление о том, что мир разделен страны. И что эти страны имеют природу если не вечную, то хотя бы неограниченную в обозримой перспективе. Как следствие истории пишутся как истории стран (история Франции, история России, история Венгрии), а не регионов или народов.
Для нас очевидно, что все события из учебника - это про нас, про нашу страну, наш народ. Владимир Святославич основал наше государство, Александр Невский - великий полководец, защитивший наше государство от нашествия латинян, Владислав Ваза посягал на суверенитет нашей страны, Петр Багратион - русский генерал, а Михаил Барклай-де-Толли, наоборот, немец. И что по мере расширения наших границ, расширяется наша история (и наоборот).
В зависимости от того, как вы оцениваете прошлое (не всё, а лишь то, которое находится в пределах общего с окружающими вас людьми горизонта видения), можно сказать, кем вы себя определяете. Отличный пример - Вторая мировая война. Если вы считаете, что главные сражения происходили на советско-германских фронтах, и что без участия СССР победить нацизм не было шансов, значит, вы - русский. Если ВОВ для вас всего лишь восточный фронт глобальной войны, значит, вы - житель одной из европейских стран. Если вы путаете Вторую мировую войну со Второй тихоокеанской, велика вероятность, что вы - чилиец.
Разумеется, помимо языковой самоидентификации и исторической памяти существуют и другие маркеры, которые важны для народов, располагающихся близко друг от друга или живших ранее в пределах одной страны. Например, религиозный. Но я бы все-таки назвал их вторичными.
Большое спасибо!
"Русский не тот, кто носит русскую фамилию, а тот, кто любит Россию и считает ее своим отечеством." - высказывание русского военоначальника А. И. Деникина.