Свобода — это характеристика внутреннего состояния человека. О свободе человека можно говорить тогда, когда он уверен в себе, не зависим от чужого мнения. В свою очередь, уверенность у человека присутствует в том случае, когда он уважает себя (а следовательно, и других), знает и принимает рамки своей и чужой ответственности.
Свободный человек — этот тот, чьё внутреннее состояние характеризуется свободой.
Представленное объяснение может показать сухим и взаимосвязь одного с другим может быть не очевидна, поэтому попробую объяснить подробнее.
Когда человек уверен в себе, ему нет никакого дела до того, что о нём подумают другие, он не строит своё поведение так, чтобы оно обязательно соответствовало желаниям других. Следовательно, нет такой ситуации, когда бы индивид испытывал такое мерьзенькое, неприятное долженствующее влияние других на собственные решения — их он принимает сам, по собственной воле, в ситуации свободного выбора. Значит, он свободен. Конечно, он считается с мнениями других, но эти мнения лишь берутся во внимание, учитываются при просчёте последствий, но не являются призывом к действиям, их причиной.
Если же, например, человек попал в заточение, обладая внутренней свободой, он принимает ситуацию такой, какая она есть, и живёт с тем, что есть здесь и сейчас, он остаётся собой, выживая в новых условиях.
Для того чтобы выжить в мире в разных условиях, нужны уважение и ответственность. Уважение, оно не только к другому проявляется, оно также проявляется к себе. Более того, уважение к другим исходит из уважения к самому себе. Если человек не уважает себя, он не может уважать других. Верно и обратное: если человек не уважает других, он не уважает и себя самого. Но что такое уважение? Многие путают его с одобрением и восхищением. Однако это всё разные понятия, и уважение — это не что иное, как признание за человеком права быть таким, какой он есть. Признаёшь за собой это право — другие автоматически наделяются им. Не признаёшь за другими права быть такими, какие они есть, — это показатель того, что в себе не принимаешь качества (пусть и потенциальные), которые не принял в других. Умение принимать — очень важное умение, многие им не владеют. (Кстати, при попадании в заточение важно как можно быстрее "уважить" ситуацию, перестать её отрицать, а быть в ней (ну куда уже из неё денешься?) и выстраивать свои взаимоотношения с окружившим новым миром, исходя из новых же условий пребывания в нём.) А уважение к себе даёт успокоение: я знаю, на что я имею право, на что не имею, и не всё в жизни зависит только от меня — некоторые обстоятельства оказываются сильнее, но даже в них я способен оставаться собой.
И если уважение — это принятие, то ответственность — это и стимул к действию, и его ограничитель. В ситуации заточения, чтобы жить с максимальным комфортом, человек должен пересмотреть свои привычки, перестроить своё поведение — это его ответственность на начальном этапе (там, где стимул). Ограничивать же она может, например, степень "сотрудничества" с заточителями. А в нормальных условиях она ограничивает действия, которые являются зоной ответственности других людей (естественной или по договорённости). И если не брать чужую ответственность на себя, у чужого рано или поздно появится стимул делать действия, за которые он ответственен, самостоятельно. Не ответственен я за оценки и чувства других людей, которых раздражает, что я ношу ярко жёлтые ботинки и ярко красные джинсы, а ещё рубашку с цветочным принтом. Я их ношу для себя и в своё удовольствие. Имею право. Разве это не свобода? И если один раз я повстречался кому-то на пути, получил оценку в виде фразочки "Мда…", и при этом больше наши пути не пересекаются, то каждый остаётся при своём мнении. А если мы с человеком пересекаемся часто, если я продолжаю не обращать внимания на его фразочки типа "Мда…", а иногда и уговоры вроде "Ну оденься ты по-нормальному, чё как этот-то?", то со временем человеку, чтобы избавиться от чувства раздражения, придётся принять ситуацию такой, какая она есть, признать за мной право носить то, что я хочу носить, перестать меня учить жизни. Ответственность поделена, я по-прежнему свободен, только теперь не приходится слышать, как мне нужно жить.