Значимым трендом 2018 является разворот к этичному потреблению.
Люди стали задумываться об экологическом следе тех товаров, что приобретают. Во многом этому способоствовала, обострившаяся мусорная проблема и прошедшие "мусорные" митинги в Подмосковье, Арханхельской области и других.
Компании также задумались не только над корпоративным имиджем, но и над тем, что будет с товаром после его первичного потребления. В массовом дискурсе возникли упоминания о природоподобных, конвергентных технологиях, как наиболее передовых в науке.
Прошедший Чемпионат Мира по Футболу - 2018, стал первым крупным соревнованием FIFA, на котором мусор сортировался на всех объектах.
До массового покупателя этот тренд пока не дошёл, но его можно видеть по отдельным признакам, например, взрывному росту торговой сети "ВкусВилл", по отказу "Азбуки Вкуса" от раздачи бесплатных пакетов; банк Home Credit выпустил кредитную карту "Зелёная Польза" с повышенными бонусами при оплате экотоваров. Natura Siberica стала успешным экспортёром, потеснив косметических гигантов, с огромными рекламными бюджетами.
Тренд проявляется и в визуальной культуре, увеличивает популярность Nude макияж, в упаковке товаров чаще используются натуральные материалы, особенно это заметно в premium-сегменте.
В 2019 я ожидаю увеличения данной тенденции, просачиванию экомотивов в сегмент mass premium, озабоченность потребителей вопросами здоровья и этичного потребления будет способствовать созданию новых экотоваров.
Биткоин и остальные криптовалюты) Ибо можно долго сравнивать различные "физические" товары, у цифровых валют торговый оборот превышает несколько десятков миллиардов