Все эти факторы действуют в системе.
Гены дают некоторую биологическую базу, органический фундамент для формирования личности позднее. Как правило - генетическая вариативность в среднем не влияет на что-то критически, если только речь не о дефектах. В этом случае - можно говорить о нейробиологической предрасположенности к разным расстройствам (шизофрения, БАР, умственная отсталость и другое).
О преимуществах же, которые "в генах" - на данный момент никаких определённых данных у науки нет. То есть некоторые генетические бонусы, даже если и есть у отдельного человека - ещё должны попасть в благоприятную среду и получить развитие. Другими словами, ни гениальным творцом, ни поразительным атлетом никто не "рождается", а только становится. "На халяву" (без усилий и труда), таким образом, можно только деградировать.
Воспитание (раннее обуславливание средой) - тоже играет значительную роль, закладывая многие основополагающие, уже психологически, ингредиенты (ценности, паттерны характера и другие привычки). Но это уже более пластичная часть личности, взрослая особь, если так выразится, человека - вполне имеет все возможности воспитывать себя самостоятельно хоть всю жизнь.
Однако, это недостаточное основание считать себя "хозяевами жизни" - так как влияние среды на личность безусловно крайне велико. Можно метафорически это представить, как "Дерево" (личность) и "Почва" (окружение), немного упрощённо (т.к. окружение - это и климат, температура, влажность, освещение и т.п.).
Ну и ключевое, что даёт человеку преимущество перед деревьями и животными - это способность своей волей планомерно, стратегически влиять на своё окружение. Изменяя, через это, также и свою личность постепенно. Но это тоже отдельный навык, которого в "генах" нет; точнее, потенциал есть в принципе у всех с нормальным набором в ДНК, но только потенциал.