«Независимые греки» в общем, не крайне правые, это довольно либеральная партия, хотя и националистическая. Не то чтобы такое объединение совсем неудивительно, но это не сенсация, потому что было ясно, что СИРИЗА найдет какую-то маленькую партию. «Независимые греки» — это те, кто вышел из республиканской партии «Новая демократия» в 2012 году по вопросу отношений с Евросоюзом. Приехали всякие европейские чиновники и сказали, что мы вас будем спасать, а вы за это будете урезать зарплаты, пенсии, государственный сектор, проводить приватизацию. Большая часть «Новой демократии» согласилась с такими условиями, а какая-то часть отказалась и сформировала «Независимых греков», сказала «мы патриоты, мы за равноправные отношения с ЕС», они получили свои 5%. Так что в пункте несогласия с помощью в обмен на экономию «Независимые греки» и СИРИЗА совпадают.
Коалиция удивительна только в том смысле, что в парламенте есть ещё 2-3 левые партии с теми же 5%. Видимо, с «Независимыми греками» СИРИЗА быстрее нашла общий язык именно по той причине, что у них всё четко по вопросам договоренностей с ЕС. Но почему это не какая-то другая партия, понять нельзя, такие вещи происходят с сценой. Может быть, в СИРИЗЕ с кем-то ещё говорили. Вопрос в том, что эта малая партия потребует, им же не хватало всего 2 мест в парламенте. Может быть, с другими договориться не удалось, потому что потребовали крупный министерский пост или несколько важных постов, а эти меньше попросили.
В Евросоюзе есть много стран, которые не входят в валютную зону евро. Драма в том, что войдя в Европейский валютный союз, непонятно, как из него выйти. У людей на руках евро, надо печатать валюту. Важно, что долги Греции последних 10 лет номинированы в евро. Греция занимала деньги в евро; допустим, она выпустит свою валюту, которая быстро девальвируется, но расплачиваться ей всё равно в евро. Проблема долга новой валютой не снимется, снимется только проблема конкурентоспособности. Греки станут дешевле, из зарплаты, пенсии и труд будут стоить дешевле.
В общем, совершенно непонятно, что дальше. Главы СИРИЗЫ Ципрас пришел в программой и сказал: на следующий день после того, как я стану премьером, потеряют силу соглашения с тройкой Евросоюз — Международный валютный фонд — Европейский центральный банк. Он считает, что он этими соглашениями не связан. Что тогда? Европейцы перестают перечислять деньги. А грекам нужно платить проценты, обслуживать долг — всё как с обычным кредитом. Что Ципрас будет делать, совершенно непонятно. Вероятно, начнет переговоры о новых условиях, потому что сам долг никуда не делся. Он не хочет порвать соглашения и уйти в нирвану, он хочет их порвать и заключить новые, которые не будут так тяжелы для греческого народа. Но это его желание, а есть ли желание со стороны европейцев?
То, что сейчас евро падает по отношению к доллару, вполне логично: оно падает от неопределенности. Совершенно невозможно предсказать дальнейшее поведение евро, но в краткосрочной перспективе, пока не станет более ясной ситуация в Греции, оно будет падать.