Почему вообще есть такое понятие как «московский двор» или, например, «питерская парадная»? Просто потому, что эти вещи складывались исторически. Но понятие «двор» для Москвы определяющее - изначально двор являлся основной единицей деления города, даже до того как это деление ввели официально (а это 1679 год). Археологически двор прослеживается с конца XII-XIII века. Мы находим дворы XII века, разделённые частоколами и большими изгородями, эти дворы, по большому счёту, уже являются административной единицей. Процесс налогообложения в XVII веке, который по существу являлся процессом юридического закрепления уже существующего статуса, лишь официально закрепляет эту роль. «Соха» начинает отмирать уже раньше, она существует больше в деревнях, а вот в городах вводится дворовое налогообложение.
С конца XVII века двор становится единственной единицей налогообложения, проводятся переписи домов – и это одна из причин, почему мы имеем довольно чёткий план Москвы конца XVII века. В Москве на тот период насчитывалось около сорока тысяч дворов, которые заселялись семьями из 5-7 человек. Всё меняется при Екатерине II, которая закрепляет понятие частной собственности, все дворы по Москве и России переходили во владение хозяев, а пустыри в муниципальную собственность – средневековый московский двор перестаёт существовать. Эти изменения мы можем видеть и сейчас на примере планировки центра сегодняшней Москвы – извивающиеся маленькие улицы появлялись как раз потому, что вы не могли запросто убрать частный двор. Эти улицы, конечно, шире, чем за рубежом - Москва того времени ещё была в большинстве своём деревянной, а также просто могла позволить себе расти вширь. Все иностранцы, прибывавшие в Москву в XVII веке, а их в Смутное время было довольно много, отмечали невероятные размеры Москвы – по населению это, конечно, меньше, чем Париж или Лондон, но по размерам она превосходила и Париж, и Лондон вместе взятые. Это большой город, окружённый огромной стеной – другое дело, что за этой стеной у нас сады и огороды, чего никогда не было в европейских городах. У нас были сады прямо напротив Кремля и огороды сразу за Китай-городской стеной – и такое будет продолжаться вплоть до XVIII века. Не было понятия частной собственности в современном понимании, было дворовладение, т.е. двором владеет некоторый человек, соответственно, платит определённый налог. Дворы остаются определяющим понятием в контексте Москвы, и когда происходит дальнейшее развитие Москвы в XVIII-XIX веках – оно будет происходить по тому же самому принципу зависимости от дворов.
Конечно, Москва – это всегда город приезжих. Здесь показателен пример Анкары. Турция – это сельскохозяйственная держава, ведь только к концу XIX века там появились французы, немцы, англичане, а само государство остаётся сельскохозяйственным даже после переворота Ататюрка, когда турки создают новую столицу –Анкару. К 60-м годам мы наблюдаем всплеск роста территории новой столицы, жителей, но все приезжие, все из деревни, и получается, что городская эстетика, которая должна там присутствовать, в Анкаре отсутствует – они разделяются на те же самые небольшие общины, которые привязаны к местам культа. И в Москве ровно такая же история продолжается вплоть до советского периода: люди приезжают и руководствуются примерно следующей логикой « я приехал из села Никольского, была у меня там церковь Никольская, и буду я жить рядом с той же церковью Николы, ходить в тот же самый приход». В любом случае идея коллективности, приобщения к местности, ко двору, можно сказать, характерна в том числе для Москвы уже в советское время - мы все помним знаменитые «двор на двор» и «уличные войны».
В чём же такая особенность именно московского двора? Московский двор в отличии, например, от питерского почему-то провинциален. Наш двор, любой, какой бы мы ни взяли, несёт в себе оттенок патриархальности. Похожую патриархальность старых дворов можно найти, скажем, в Тобольске или Иркутске, т.е. в городах, которые в конце XIX-начале XX века ещё были деревянные, но в Москве это чувствуется сильнее, чем где-либо. Заходите вы в какой-нибудь старый московский двор в центре Москвы – там обязательно стоит замечательная современная детская площадка, а рядом с ней какая-нибудь старая скамейка. И даже если всё в нём поменять - обязательно останется какая-нибудь вещь, которая старее, что-то, что несёт именно оттенок приемственности.
В Москве это чувствуется больше, чем где-либо ещё. Практически каждый двор наполнен какими-то мелочами, вроде тех, что именно в августе все дружно начинают обдирать вишню, но не раньше. В моём дворе есть разметка для автомобилей, но одно из мест всегда пустует - никто и никогда не ставит туда автомобиль, потому что это пространство используется как место съезда для детских колясок. Но ведь никто не запрещает, не регламентирует, не говорит о том, что машины туда ставить нельзя. И в любом московском дворе есть какая-то такая традиция.
На нашей выставке «Азбука Музея» московскому двору посвящён целый раздел, мы постарались показать предметы и образы старых московских дворов, его ускользающую традиционность.