Воздушную перспективу проще всего увидеть в пейзажах. Для того чтобы пейзаж казался реалистичным, он должен создавать у зрителя иллюзию глубины пространства. Для создания перспективы в живописи используют цвет, тон и фактуру. По мере удаления в сторону горизонта визуально меняются не только размеры предметов, но и их цвет и тон. То есть дальний план мы видим, как бы в дымке, через слой воздуха. Это объясняется тем, что вокруг земли есть газовая оболочка, удерживаемая гравитацией - атмосфера, которая состоит из газов, водяных паров и взвешенных в воздухе частиц пыли. При прохождении через атмосферу световой луч частично поглощается или рассеивается ими. Чёткость и ясность очертаний предметов исчезает по мере их удаления от глаз наблюдателя. Дальний план менее насыщен по цвету, в связи с этим глубина кажется более тёмной, чем передний план.
Первый из художников описавший воздушную перспективу был Леонардо да Винчи. Он и придумал этот термин. «Вещи на расстоянии, — писал он, — кажутся тебе двусмысленными и сомнительными; делай и ты их с такой же расплывчатостью, иначе они в твоей картине покажутся на одинаковом расстоянии… не ограничивай вещи, отдаленные от глаза, ибо на расстоянии не только эти границы, но и части тел неощутимы».
Ниже представлена картина Исаака Левитана «Весна в Италии». На переднем плане мы можем различить вплоть до цветов на цветущих деревьях. Чем дальше от зрителя пейзаж, тем менее чёткие формы и мазки мы видим.