Как и положено одному из самых образованных людей своего времени, Томас Мор хорошо знал разницу между двумя приставками в греческом языке: «у-» и «ме-». Выбирая название для своего идиллического острова, он остановился на «У-топии» – дословно: «место, которого нет и не может быть». Место, которого нет, но которое можно создать, называлось бы «Ме-топия». Точно так же Платон проводит границу между абсолютным и относительным небытием: «укон» – это, например, бесплодие, тогда как «мекон» – всего лишь отсутствие беременности. В социологии поэтому стараются различать два типа утопий: эпистемические (мысленные эксперименты) и онтологические (проекты, нацеленные на преобразование социального порядка).
История знает множество попыток реализации утопических проектов. Томмазо Кампанелла не просто пишет «Город Солнца» – он участвует в антииспанском заговоре, чтобы воплотить свой проект на практике. Заговор провалился и реальное участие в нем Кампанеллы доказать не удалось. Но после рождения Людовика XIV, Кампанелла завещает будущему Королю-Солнце построить «Город Солнца» в масштабах планеты.
Этьен Кабе, в отличие от Мора, пишет свое «Путешествие в Икарию» как руководство к действию. Это очень прикладная утопия. И в 1847 году автор покупает землю в Техасе, чтобы основать там колонию по образу и подобию придуманной им Икарии. Когда попытка провалилась из-за экономических сложностей, он пытается еще раз – в Иллинойсе. И вторая колония тоже разваливается, но уже не из-за экономических, а из-за социальных проблем: ученики обвиняют Кабе в диктаторских замашках, пренебрежением собственными идеалами и, в конечном итоге, изгоняют его из его же собственной ме-топии.
Это лишь два примера. Но стоит также вспомнить, что множество утопических проектов в конечном итоге реализовались – хотя ни один из них не был реализован так, как было задумано. К примеру, в основе современного государства Израиль лежит образ, созданный основателем политического сионизма Теодором Герцлем в утопическом романе «Altneuland» («Старая новая земля»).
Что же касается связи между «утопиями как мысленными экспериментами» и «утопиями как политическими проектами», более подробно есть здесь и здесь.
А платоновское государство - это утопия или метопия?