Мне всегда нравилось понимание сознания, предложенное И.П. Павловым. Для обозначения сознания он использовал термин «вторая сигнальная система». Первая сигнальная система – это животный мозг и животная психика. В общем-то, если человек с рождения будет лишен тлетворного влияния общества – то он и останется на этом уровне развития. А вторая сигнальная система – это речь (её знаковая функция) и возможность управлять своей психикой и поведением при помощи речи. Механизм развития следующий. Ребенок сначала учится называть вещи (то есть использовать знаки). Потом научается говорить, более-менее, связно. На каком-то этапе развития он научается давать самому себе команды. Сначала это выглядит как пародирование родителей, ребенок говорит вслух: «надо пойти – убрать игрушки», ну или как-то так. Этот внешний голос переходит во внутренний (он научается проговаривать это про себя). Далее, видимо, этот навык доходит до автоматизма.
Главный вопрос, куда должна попасть информация, чтобы стать осознанной. Вероятно, это центры речи.
По крайней мере, без их участия, человек не сможет ответить на вопрос, что он видит, что он слышит и т.д. На сколько я понимаю, если у человека центр речи в левом полушарии (как у большинства), а мы подадим информацию на правое полушарие (будем использовать только один глаз и перережем мозолистое тело – чтобы полушария не обменивались между собой информацией). То такой человек ничего не увидит (однако, если совершить резкое движение – он одёрнет голову).
Кстати говоря, не бывает «чистого сознания», сознание неотделимо от личности. Также сознание всегда эмоционально и субъективно. Люди склонны использовать одни и те же слова, но вкладывать в них разный смысл или разное эмоциональное значение.
Сознание - это психическое состояние, в котором живое существо может полноценно воспринимать себя и окружающий мир.
Сознание есть у всех млекопитающих и птиц, многих насекомых, моллюсков…
Что такое <<психическое состояние>>?