Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что такое РПД, на какие Жигули он ставился и зачем?

ТехнологииАвто
Дмитрий Тургенев
  ·   · 1,6 K
Первый
Начинающий автолюбитель  · 10 мар 2017

Если речь идет о автомобилях (ну или о "Жигулях" :) ), то РПД (он же Двигатель Ванкеля) – это четырехтактный двигатель внутреннего сгорания особой конструкции, разработанный в 1957 году Вальтером Фройде в соавторстве с Феликсом Ванкелем. Главная особенность двигателя заключается в применение ротора треугольной формы, который вращается внутри цилиндра особой формы.

Применение такой конструкции позволило уменьшить габариты двигателя за счет уменьшения количества деталей, но при этом мотор имеет сравнительно высокую мощность и хорошие динамические характеристики.

В тоже время мотор потребляет много топлива и имеет невысокую надежность.

Первым серийным автомобилем с Роторно-поршневым двигателем стал NSU Spider. В дальнейшем РПД так же ставились на автомобили этой и некоторых других марок. Особую известность заслужили автомобили Mazda, укомплектованные РПД. РПД также применялись в авиации и на водном транспорте.

Новая конструкция не могла не заинтересовать советских конструкторов. В период с 1961 по 1978 года по РПД велись разработки в советских исследовательских институтах.

В 1974 году на Волжском Автомобильном Заводе было организовано особое конструкторское бюро (СКБ РПД), которое занималась разработкой и внедрением в производство роторно-поршневых двигателей. В 1976 году на ВАЗе создали первый прототип роторно-поршневого двигателя. В 1978 году была выпущена партия из 50-ти «Жигулей» с РПД, получившая индекс ВАЗ-21018. К сожалению, первый опыт ВАЗовских конструкторов оказался неудачен и 49 автомобилей из этой партии были переделаны под обычные ВАЗ-21011. Интересно, что единственный «настоящий» ВАЗ-21018 сохранился до наших дней!

После исправления недоработок на свет появился двухсекционный роторно-поршневой двигатель ВАЗ-411 мощностью 120 л.с., а вслед за ним 140-ка сильный ВАЗ-413. Эти агрегаты позволяли разгонять тольяттинскую «классику» до немыслимых по тем временам скоростей, порядка 160 км/ч. Также этими моторами комплектовались Волги. Моторы следующего поколения, ВАЗ-414 и ВАЗ-415, ставились практически на все тольяттинские легковушки вплоть до ВАЗ-2115 и ВАЗ-2110, а так же Волги.

В Советское время автомобиль с РПД нельзя было купить простому человеку, но они широко применялись в милиции и в других государственных структурах в роли автомобилей-догонялок. После развала Союза бывшие догонялки продавались свободно. В 2000-ом году «Самару» с РПД в Тольятти можно было купить за 160000 рублей.

И что стало с единственным выживших экземпляром ВАЗ 21018?