Хороший вопрос! Поделюсь своим пониманием этого термина.
У временной жизни человека есть два важнейших направления Бытия. Одно направление - это содержания жизни, а второе - смысл всей жизни.
• Первое направление бытия человека - обеспечить себя и потомство средствами к существованию;
• Второе - подготовить себя и потомство свое к Жизни в посмертном мире;
Для того, чтобы потрудиться в первом направлении, нас понуждает плоть.
О человеке, живущем в раю, чтобы он не умер от голода позаботился Бог:
" … вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; -- вам сие будет в пищу …";
А вот после того, как ниспал человек из рая грехопадением, то, кроме этой заботы, стало востребовано ему и второе направление бытия - подготовится к Жизни вечной. Для этого нам потребна, как вера в Бога, так и приложение уже собственных усилий.
И это второе направление Бытия человека как раз и называется РЕЛИГИЯ.
Что означает этот термин?
Существует несколько точек зрения на происхождение слова «религия», но суть его происхождения сводится к тому, что слово это берет свое начало от лат. "ligo" – связывать, быть в соединении и того же, латинского, "re" – вновь, еще раз. Таким образом, если мы рассмотрим происхождение слова "религия", мы увидим, что оно изначально значило "восстановление утраченной связи", re-ligio (лат.).
Еще знаменитый римский оратор, писатель и политический деятель I в. до н. э. Цицерон считал, что "религия" является производным от латинского глагола relegere (вновь собирать, снова обсуждать, опять обдумывать), что в переносном смысле означает "благоговеть" или "относиться к чему-либо с особым вниманием, почтением". Отсюда и самое существо религии Цицерон видит в благоговении перед высшими силами - Божеством.
Эта мысль Цицерона верно указывает на то, что благоговение является одним из важнейших элементов в религии, без которого религиозность превращается в ханжество, лицемерие и пустое обрядоисполнение, а вера в Бога – в холодную безжизненную доктрину.
В то же время нельзя до конца согласиться с тем, что благоговение перед чем-то таинственным и даже перед Богом составляет сущность религии. Сколь ни велико и необходимо благоговение в религии, тем не менее, оно представляет собой лишь одно из чувств, присутствующих в религиозном отношении человека к Богу, и не выражает сущности самой религии.
Ибо сущность религии заключается в призыве Господнем ко всякому человеку: -
" … должно вам родиться свыше ... отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною …",
... - Путем Истины Жизни … вечной, … Путем праведной временной земной жизни … Путем верности Любви, суть Богу, по подобию Иисуса Христа.
Так же и известный западный христианский писатель и оратор Лактанций († 330) считает, что термин "религия" происходит от латинского глагола religare, означающего "связывать", "соединять". Поэтому и религию он определяет, как союз благочестия человека с Богом.
"С тем условием, – говорит он, – мы и рождаемся, чтобы оказывать справедливое и должное повиновение порождающему нас Господу, Его одного знать, Ему следовать. Будучи связанными сим союзом благочестия, мы находимся в соединении с Богом, от чего получила название и самая религия... ".
Это определение Лактанция раскрывает самое существенное в религии – то живое добровольное единение духа человека с Богом в абсолютном доверии к Нему, которое совершается в тайниках сердца человеческого.
Подобным же образом понимает существо религии и блаженный Августин († 430), однако он считает, что слово "религия" произошло от глагола reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом.
"Его-то ища, – пишет он, – или лучше, вновь отыскивая (от чего, кажется, получила название и религия), мы стремимся к Нему любовью, чтобы, когда достигнем, нам успокоиться".
Таким образом, происхождение слова "религия", как пути к Богу, указывает на два основных его значения: соединение и благоговение, – которые говорят о религии, как о таинственном духовном союзе, живом, благоговейном воссоединении человека с Богом.
Батюшка Александр (Мень) так делится с нами своим религиозным опытом: -
"Встреча с Богом происходит в жизни каждого человека, и религиозный опыт есть опыт универсальный, всечеловеческий. Разница состоит лишь в том, к какому результату приводит эта встреча, готов ли к ней человек или проходит мимо нее.
Призыв Незримого часто воспринимается человеком сквозь призму предрассудков и недоверия ко всему, что выходит за пределы повседневного. Иногда этот призыв раздается в душе вялой, ограниченной, прикованной к примитивным интересам и целям; в обоих случаях он поистине остается "гласом вопиющего в пустыне" (см. Мф 3:3; Мк 1:3; Лк 3:4; Ин 1:23), ибо душа, не ответившая на Божественный призыв, есть духовная пустыня.
Слово "религия" … есть сила, связующая миры, мост между тварным духом и Духом Божественным. Укрепленный этой связью, человек оказывается активным соучастником мирового созидания. Бог не порабощает человека, не сковывает его волю, а, напротив, дает ему полную свободу, включающую и возможность отвергнуть Его, искать своих путей.
В единении с Богом человек обретает полноту бытия, а не жалкую покорность. "Когда человек, — замечает историк религии Отто Пфлейдерер, — в свободном повиновении отдает себя Богу, он не боится потерять через это свою человеческую свободу и свое достоинство, а, наоборот, верит, что только в союзе с Богом он может поистине стать свободным от тяготы мира, от тисков природы вне нас и от еще худшего ига природы внутри нас... Повиновение Богу есть свобода, — сказал уже Сенека".
О какой свободе идет речь?
Ответ находим в откровении Иисуса Христа окружавшим Его иудеям: -
"… истинно, истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха…",
... - таким образом, очевидно, что речь идет о свободе человека от рабства греху!
Свободе, которая воссоединяет человека с Богом в Премудрости Его - во Иисусе Христе.
Такова суть Религии - предоставлении человеку возможности возвратиться в обители Любви ... доверием и верностью Премудрости Его - Иисусу Христу!
А вот уж хотим мы этого воссоединения с Богом, хотим ли мы этой свободы - на то у каждого своя, свободная воля, … куда ее употребить!
Рели́гия — определённая система взглядов, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации .