Если говорить о самом термине, то "разумность" - это понимание, универсальная операция мышления, связанная с усвоением нового содержания, включением его в систему устоявшихся идей и представлений. Оно возможно только при наличии разума. А разум - это это психологическое состояние в котором субъект способен производить анализ, абстрагирование и обобщение.
Но тут есть несколько проблем с правильными определением этого термина. В первую очередь, что мы вообще можем считать разумным? Мы можем считать что разумность есть у животных? А у искусственного интеллекта? И что такое на самом деле разум?
Это довольно комплексная и сложная тема, поэтому давайте разбираться последовательно.
Одной из главных составляющих частей разумности является интеллект. Цитата:
"Интеллект- это качество психики, состоящее из способности приспосабливаться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, понимания и применения абстрактных концепций, использования своих знаний при взаимодействии с окружающей средой".
Из этого исходит проблема того, что мы можем признать наличие интеллекта у животных и даже у не живого объекта, например у ИИ, ведь он способен к адаптации, решению множества таких проблем и на самообучение по алгоритмам на основе информации. Хотя большинство людей не готовы признать ИИ мыслящим или действительно имеющим разум, ведь он не живой и уж тем более не имеет ментальное человеческое сознание. По сложности исполнения он и близко не схож с человеческим мозгом. Верующие даже скажут что он не имеет души и самосознания. Настоящий полный тест Тьюринга не прошел, еще не один ИИ, только его упрощенные версии. Но даже не смотря на это, обычный чат-бот уже сейчас может обмануть некоторых доверчивых пользователей, что говорит о многом.
Это даже переросло в довольно философскую шутку под названием: "Эффект искусственного интеллекта". Каждый раз когда мы говорим, что ИИ не может решать сложные задачи, играть в шахматы, распознать человека или эмитировать человеческое поведения, то каждый раз это перестает быть волшебством и со временем становиться реальностью, а критики в ответ на это говорят - "ну это просто вычисления". Другими словами, некоторые люди думают, что как только ИИ успешно решает проблему, то эта проблема больше не является частью ИИ и не могут быть признаком разумности или критикой в вопросе его наличия.
Хотя надо отдать должное, искусственный интеллект пока действительно не способен на многое. Он не способен отделять правду от вымысла и распознавать эмоции в соцсетях. Он не способен сомневаться или понимать наличие разумности у других существ. Искусственный интеллект лишен креативности — он способен только подражать стилю людей использую алгоритмы подбора для построения текста, но не создавать свои собственные. Медиа давно используют ИИ для написания спортивных новостей и криминальной хроники, но шутки и романы в исполнении роботов до сих пор не выдерживают ни какой критики. Но это все по сути временные трудности, и то что раньше считали небылицей и магией, с течением времени стало реальностью.
Поэтому для определения разумности в это понятие входит также наличие сознания и самосознания. Цитата:
"Самосознание - это осознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это сознание человеком своего взаимодействия с объективным миром и миром психики, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий."
Кто-то пытается парировать саму возможность самосознания и следовательно наличия разума у ИИ мысленными экспериментами. Например, "Китайская комната" Джон Сёрла.
Представим себе изолированную комнату, в которой находится человек, который не знает ни одного китайского иероглифа. Однако у него есть записанные в книге точные инструкции по манипуляции иероглифами вида «Возьмите такой-то иероглиф из корзинки номер один и поместите его рядом с таким-то иероглифом из корзинки номер два», но в этих инструкциях отсутствует информация о значении этих иероглифов и человек просто следует этим инструкциям подобно компьютеру. Таким образом он не понимает что действительно делает, а просто следует инструкциям не понимая смысла.
Многие исследователи критиковали Сёрла за то, что в своих суждениях относительно терминов «понимание» и «сознание» он опирается на интуицию. Хотя многие вещи контринтуитивны даже в современной науке, поэтому не следует полагаться на интуицию в суждениях об искусственном интеллекте. В качестве такого аргумента выступал С. Пинкер. Он приводит научно-фантастический очерк, где инопланетяне, имеющие другую форму сознания основанную не на плоти, прибывают на Землю и не могут поверить, что люди способны что-либо понимать, поскольку внутри их голов находится мясо. По мнению Пинкера, интуиция подводит инопланетян так же, как она подводит самого Джона. По его мнению Серл просто не принимает идею возможности полного ИИ, настаивая, что тому не будет хватать некой чудодейственной «силы мозга», которую Сёрл описывает по-разному и с пробелами в своей собственной логике: например, мы определяем, понимает ли человек китайские иероглифы, лишь по его поведению. Если компьютер ведёт себя так же, как человек, владеющий китайской письменностью, то тогда нам следует полагать, что и компьютер её понимает. Таким критикам сам Сёрл отвечал, что суть аргумента не в том, откуда мы знаем, что у других людей есть ментальные состояния, а в том, что есть эти ментальные состояния. То есть он и сам не может доказать наличие этих ментальных состояний настоящего понимания у самих людей. А ведь если бы было возможно доказать наличие самосознания у человека который не является частью твоего разума, то многовековая проблема солипсизма была бы уже решена. А как мы знаем, это совсем не так. Поэтому говорить об априорном и не достижимом отсутствии самосознания у ИИ в будущем - бессмысленно.
Теперь перейдем к понятию "сознания". Цитата:
"Сознание - это способность соотносить себя с миром, идеального воспроизведения окружающей действительности".
Из понимания сознания и самосознания следует, что
Разумность — это способность мыслить в соответствии с разумом.
То есть понимать. Использовать разум. Иметь разум. Без него не возможна разумность. Из этого следует закономерный вопрос: а что такое разум?
"Разум" — это одна из форм самого сознания, это самосознающий рассудок направленный на самого себя способный к рассуждению и сомнению.
У разума есть идеи и принципы, он может сомневаться и задавать вопрос которые отличают его от ИИ. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. Поэтому сам разум может удерживать противоречия в стороне. Гегель считал, что только разум достигает истины, включающей в свое единство противоположные характеристики. Понимание себя к миру и понимание наличия разумности у других, это то что отличает человека не только от ИИ, но и от животных.
Из этого возникла теория разума сформулированная в 1978 году психологами Дэвидом Примаком и Гаем Вудруфом. Она представляет собой способность понимать, что чужое сознание отличается от твоего, и действовать соответствующе. Это понимание того, что другие люди могут не знать чего-то, что знаешь ты или иметь другие желания отличающиеся от твоих собственных. Эта способность отсутствует у некоторых людей с расстройствами аутического спектра и шизофренией. Считается, что теория сознания вообще не является врожденной и развивается у детей только к 4 годам, при этом она не имеется у животных. Также к ней относиться проблема понимания ложности в сознании других. По мнению многих ученых, сама способность понимать ложность чужих убеждений развивается у детей только к 4 годам, что только доказывает, что разумность это неврожденная способность человека с самого начала, а сложная развивающийся система саморазвития и адаптации соотносящей себя к миру.
Говорить об этой способности у ИИ пока очень рано, но раз она не является врожденной, а самосознание объективно не опознаваемо и не доказуемо у людей друг для друга, то вполне возможно, что при условии будущего развитии, усложнении искусственного сознания на основе квантовых вычислений и искусственного биоматериала, это будет воплощено в реальность. А это в свою очередь, уже будет очень сильным аргументом к тому, что ИИ довольно близко подобрался к наличию настоящей разумности, сопоставимой с человеческой, а значит разумность может быть даже у не живого объекта.