Сейчас, конечно, никто не может знать точно, что ценно, а что нет. Если мы возьмем самых повлиявших на искусство художников 19-го века — Вангога, Гогена, Сезанна, то их современник никогда бы не смог предположить, что это странное изломанное искусство и даст начало стольким экспериментам в 20-м веке. Даже если спец с чуйкой и понял бы про импрессионизм все сразу не факт что ему бы попался художник-отшельник Ван Гог.
Тоже и сейчас, у спецов есть общее понимание, что в тренде, но сказать кто из художников повлияет больше других на следующее поколение с определенностью нельзя.
Нам в Школе Вовлеченного искусства давали такую оценку качества художников:
1. Конъюнктура
Конъюнктура значит попадение произведения в острую тему и ее набанальное раскрытие. Например, сейчас принято обсуждать иммигрантов, капитализм, меньшинства, но конънктура может быть и локальной, интересной конкретно вам и вашему региону. Другой человек без понимания контекста уже не прочитает, а вас может бомбануть.
2. Выставки / упоминания / гранты / продажи (совокупность)
Совокупность регалий определяет статус и опыт художника. Но при этом важно не только их количество, но и качество, а успешно продаваемый художник без выставок в современных музеях может вообще не котироваться. И наоборот, не секрет, что художники выставляющиейся в топовых пространствах могут вообще не зарабатывать искусством, но быть более известными. Кароче, важно все — откуда грант, что за человеку ты продаешь работу, как часто тебя упоминают в дипломных и научных работах и тд. Человек с порога, конечно, в таких ньюансах разобраться не может — надо знать престижность площадок, иметь доступ к базе поиска по диссертациям, знать инфу с аукционах, рейтинги цитирования...
У меня нет совета как это познать дешего и без смс, но это должно дать хотя бы понимание, что репутация художника берется не из воздуха. Не каждый человек, по итогу, художник, и если кто-то делает булшит, сообщество это вычислит.
Для зрителя такая глубокая оценка тоже не нужна, посмотрите биографию художника, почитайте про площадки на которых он выставлялся (хороший музей видно сразу, сравнивайте с Гаражом или MoMA), поищите есть ли о нем статьи (хороший материал тоже сразу заметите), может быть можно что-то понять по его соцсетям.
3. Формальная сделанность.
Этот критерий не означает мастерство и виртуозность владения материалом, как бы фотореалистичные портреты, нарисованные вручную никого не интересуют. Произведение может выглядеть как куча мусора, да, но руку мастера будет видно в том, как эта куча мусора организована, как она вписана в пространство, в этой тонкой грани, когда автор считает произведение оконченным и доводит его до той степени неряшливости, которой он хотел добиться. Если много смотреть на искусство, вы начнете это видеть, тут только опыт. Какая то гарантия опять же будет от уровня площадки, тот же Гараж врядли допустит к себе незначемых художников, а вот в маленьких галереях будет уже что попало.
--------
Надеюсь, получилось ответить на ваш вопрос. Я в канале в телеграме объясняю современное искусство, приходите, мы там можем продолжить общение — https://t.me/ultramute 😇