Давайте посмотрим на шоколадках.
В нормальной экономике за 100 рублей я смогу купить пять маленьких шоколадок. Через год их стоимость повысится (будут новые, более качественные ингридиенты, закуплено новое шоколадочноделательное оборудование, повысят зарплаты работникам шоколадного завода - это нормальный процесс для любой экономики. Допустим, повыситя она на 10% и для покупки 5 шоколадок мне потребуется 110 рублей. То есть, логично, что если я сейчас возьму кредит у государства на 100 рублей, то через год должен буду отдать 110.
Но вот наступил кризис, например. Я как-нибудь обойдусь без шоколадок, и сохраню свои деньги под подушкой или в банке. В общем, не буду их тратить, просто на всякий случай.
Но для государства намного полезнее, чтобы мои деньги работали, вращались в экономике - производство этих шоколадок это и рабочие места, и налоги, и ВВП, и уровень жизни населения, и поддержка науки исследования шоколадок, и так далее. И чтобы всё сохранить государство может ввести отрицательную процентную ставку - то есть, если я возьму кредит и куплю на него пять шокладок, то через год мне нужно будет отдать не 100 рублей, а, например, всего 99 - по ставке -1%. А если захочу хранить деньги в банке - то, наоборот, не получу процентов, а ещё должен буду заплатить банку 1 рубль за хранение. Так государство стимулирует меня тратить деньги, брать кредиты - чтобы поддержать развитие экономики.
Таким образом, отрицательная ставка - это признак замедления экономики, отсутствия роста.
Хорошо это или плохо - бывает по-разному. Экономика - сложная штука, и иногда введение отрицательных ставок срабатывало очень хорошо (как в Дании), иногда - с побочными эффектами (как в Германии), а иногда - совсем плохо (как в Японии), слишком уж большое количество разных факторов на это влияет.