Интеллект – это некая общая способность решать задачи, любые задачи и, главным образом, жизненные. Высокий IQ дает возможность легче и быстрее достигать свои цели, которые труднее даются людям с IQ поменьше. Но это все идеальная модель. На практике же, тесты на интеллект (например, тест Векслера) относительно легко определяют умственно отсталых и, просто, людей с низким интеллектом, а вот по поводу высокого IQ возникает много вопросов. Главный из них – что считать объективным критерием интеллекта. Допустим, мы берем за точку отсчета уровень доходов. Но, ведь, кто-то может окончить ВУЗ и устроиться на довольно низкооплачиваемую работу, а кто-то, не оканчивая ничего, может поехать валить лес вахтовым методом и получать, в итоге, больше. Более того, ученые во всем мире зарабатывают ни то чтобы бешенные деньги. Успехи в обучении в качестве критерия тоже не годятся – мы, ведь, не можем знать истинной мотивации студентов. Если для студента единственная цель – не вылететь из ВУЗа, то самый оптимальный вариант (требующий меньше всего затрат сил) - это учиться на одни тройки. При этом его интеллект может быть, потенциально, не ниже, чем у Эйнштейна, но он тратит его лишь на выпивку и девушек. Уровень счастья – тоже не подходит: счастлив может быть и бездомный алкоголик, а нобелевский лауреат может страдать от депрессии.
К тому же не факт, что можно, вообще, говорить про общий интеллект. К примеру, наши эмигрировавшие олигархи (Березовский, Гусинский и пр.) не особенно проявили свой экономический гений за пределами родины. Можно сказать, что их способности соответствовали конкретному историческому моменту и могли проявиться только в определенных условиях. Условия изменились – и всё закончилось. Это такой своеобразный «специальный интеллект». Лучший пример специального интеллекта – это музыкальные успехи, успехи в живописи и т.п. К примеру, абсолютный музыкальный слух позволяет точно определять ту или иную звучащую ноту (частоту звуковых колебаний), разумеется, после ознакомления с нотной грамотой. Люди без музыкального слуха могут пытаться свой слух развивать, но, во-первых, никогда не достигнут тех же успехов, а, во-вторых, небольшая пауза в тренировках заставит всё обучение начинать сначала. Вероятно, то же и у художников со зрительным восприятием. В какой-то части мозга больше соответствующие поля (а в них больше нейронов) и вот человек видит или слышит не так, как остальные. Те задачи, которые ему будут даваться очень легко, для многих окажутся не под силу (например, настройка гитары).