В широком понимании индекс представляет собой неформальный справочник по валютам. Он предназначен для измерения паритета покупательской способности валюты на бытовом примере – на примере популярного гамбургера, который представлен в каждом уголке мира и при этом имеет стандартизированную рецептуру приготовления и стандартный вариант подачи. Через индекс Биг Мака, в идеологии его создателей, можно определить недооценку/переоценку валют стран и делать гипотезы относительно будущего изменения курса валюты в будущем. Доллар при этом обозначен в качестве базовой валюты, а стоимость бургера в США принимается в качестве эталонной.
В теории создателей индекса стоимость Биг Мака (в долларах) должна быть одинаковой в каждой стране. Разница в стоимости говорит о недооценке или переоценке местной валюты к доллару.
Несмотря на более чем 30 летнюю историю ведения данного индекса и его частое мелькание в заголовках некоторых публикаций, индекс биг мака является не более чем маркетинговым продуктом его создателя – редакция журнала The Economist. К логике рассуждений создателей есть много вопросов и замечаний:
• в разных странах издержки производства могут разительно отличаться (а это никак не учитывается в расчетах),
• курсы национальных валют не только определяются рынком, но и могут таргетироваться - удерживаться на определённом уровне, выгодном для экономики страны.
• наконец, кто сказал, что стоимость Биг Мака в США является справедливой? То, что США – страна происхождения гамбургера – сомнительный довод.
Наши отечественные индексы борща, Оливье и прочие им подобные гастрономические аналоги имеют больше здравого смысла: рост стоимости блюда сразу может сказать, что в экономике происходит что-то неладное, а именно показывает на инфляцию. Но увлекаться подобными индикаторами точно не стоит и не стоит их рассматривать как серьезные экономические индикаторы. Кроме этого стоит помнить, что любой вывод или гипотезу стоит подкреплять несколькими, более авторитетными показателями.