Кардинальный вопрос современности, от истинного ответа на который зависит судьба общества. Многие авторы констатируют – или общество обеспечит качественный рост духовности или погибнет в третьем тысячелетии и импульс спасению общества даст только фило-софия, если понять её сущность, что И. Кант назвал самым трудным ее вопросом. В последние два века проблема понимания философии усугубилась в результате не стихийного стечения обстоятельств, а со-знательного её убийства для того, чтобы сохранить социальный статус-кво. Философию подменили филодоксией в её центре, и она сохраняется только на её периферии [закон периферийного развития Г А Багатурия (1929-2020)].
При понимании смыслов слов важно учитывать их этимологию, но надо знать и о том, что она не всегда отражает их современный смысл. Скажем, словом «атом» назвали не делимость мельчайших частей природы, но давно известно об их делимости. Аналогично смысл слова «философия» не соответствует его этимологии – её возникновению для названия относительности любви к мудрости. Следует учесть и её предтечу – тысячелетнюю манию мудрости всех народов Земли, перенесенную на философию как на любовь к мудрости. Важно учитывать и законы развития, называемые обычно диалектикой, но чаще всего превратно трактуемые их исследователями. В частности, атрибутом развития является не уничтожение, а сохранение исходных форм объектов. Применительно к философии это свидетельствует о том, что сохраняется породившая ее народная мудрость, как наиболее развитая умственная способность людей, признаваемая всеми народами и актуальная сегодня в своей простой форме. Философия – превращенная форма мудрости, не отрицающая народной мудрости, но не являющаяся ею. Мудрость – атрибут всех народов видимо 100-вековой давности, а философию начали создавать древние греки 25 веков назад. До них не было философии у всех народов мира, да и с тех пор она представляет собой, метафорически говоря, малюсенький ручек мысли на европейском континенте, пропадающий иногда на века и вновь возрождающийся, а сейчас отринутый официозным обществом.
При понимании философии важны ее прошлые ступени – начало у древних греков, вклад средневековых европейцев, филодоксизация философии и будущая её судьба в начавшемся тысячелетии.
ДРЕВНИЕ ГРЕКИ породили философию. Их философия представляла собой исследование мудрости – когнитивных и креативных способностей людей. При этом они переняли от древних египтян понимание субстанции мудрости – знания вообще, в том числе научные (наука). Их философия как любовь к мудрости была любовью к знаниям, науке. Об этом можно судить по многим мыслям Платона и Аристотеля. При этом они осознали недостаточность бывшей в их время науки, не обеспечившей монистичного понимания реальности, а поэтому предложили проект боле развитой её формы, названной ими теорией (умопостижением). Средством (каноном, органоном) создания более развитой формы мудрости они считали мышление вообще. Они «мыслили мышление» с целью разработки множества его когнитивных приемов для монистичного постижения сущности объектов. Так кристаллизировалась концепция классической философии как «наука наук» или «мать наук», или «наука о науке» – канон теоретической науки как разума и высшей формы мудрости. Такая философия существовала две тысячи лет и была ограничена мизернейшей долей людей, не влиявших на судьбу общества.
ЕВРОПЕЙСКИЙ средневековый ренессанс философии превратил ее в общепризнанный феномен общества, обеспечивший развитие менталитета интеллигентов и капитализацию общества. Философия признана важной наукой и появилось много ее исследователей. Важный импульс прогрессу философии дал английский священник 16 века Р. Гукер, воодушевивший многих европейских философов на развитие классической философии как науки об эвристическом потенциале науки. Ф. Бэкон, Дж. Локк, Р. Декарт, Г.В. Лейбниц, Т. Гоббс развили классическую философию как науку о науке, призванную повысить когнитивную и креативную способность людей с целью теоретическо-го понимания реальности как фактора их благосостояния и прогресса общества. Они восприняли диалектику и логику как интеллектуальный инструмент прогресса науки и синтезировали их в диалектическую логику.
ТРЕТЬЯ ступень судьбы философии детерминирована ее собственной сутью. После средневековья философии стали учить и она пошла в народ, началось ее «обмирщение» – ее использование народом как орудием защиты своих интересов. Философия свелась во многом к её проявлению в диалектике как технике эссенциалистского мышления, отвечающего на вопрос «Что это?» для определения истины, сущности, субстанции объектов. Восприятие диалектики как «лучшего орудия труда и острейшего оружия» (Ф. Энгельс) прогрессивного развития общества породило социализацию общества и подготовку перехода к более справедливой его форме. Данная ее функция была осознана как «алгебра революции» и породила ненависть и злобу к ней господствующих сил общества, борьбу с ней. ХХ век окончательно убил эвристический потенциал философии ее подменой филодоксией
Философия – наука о когнитивном потенциале народа, а филодоксия борьба с ним дискредитацией философии и ее диалектики. Все это служит отрицанию возможности общественного прогресса, признанию невозможности справедливого для народа общества и т.п. В связи с этим науку все более заменяют постнаукой, философию постфилософией, что ведет к расцвету мизантропии, мизологии и обску-рантизму. Тем самым происходит подрыв гуманизма и расцвет мистицизма и т.п. Данная тенденция ведет к осмыслению сущности или субстанции философии, осознанию актуальности ренессанса классической ее формы как науки о науке, обеспечивающей тренды теоретизации всех наук и превращения их в идеологию общественного прогресса. Альтернатива будущей судьбы философии – станет ли она ведущей наукой общества третьего тысячелетия со всеми следствиями или произойдет его крах.
БУДУЩИЙ ренессанс классической философии как науки о науке и когнитивном её потенциале предполагает разработку сущностного (эс-сенциалистского) мышления, чем является логика как руководство к диалектическому мышлению и канон теоретизации наук. В результате философская революцию породит интеллектуальный («вразумление» народа овладением им могуществом логического мышления) и соответственно научный (теоретизацию всех наук), и социальный прогресс (создание общества справедливости). Импульс спасению философии даст не её центр – официозная филодоксия, а действующие на её периферии метафорические «кроты истории» или по Гегелю «одиночки». Не легок труд её подвижников – возмутителей спокойствия с точки зрения центра философии, но альтернативы нет или, как говорят, «иного не дано». При этом важно знать и то, что проблема осознается в меру ее решения, которая, как принято, начинается «первым блином» … Такова подоплёка данного ответа на вопрос и гипотезы спасения диалектики как «нашего лучшего орудия труда и нашего острейшего оружия» - канона теоретизации наук и порождения общеобразователь-ной школой-знания школы- мышления с тем, чтобы, по Библии, учить «многому немногими словами» и тем самым обеспечить духовный, идейный прогресс народа.
Уроки логического мышления на Ютубе 2020 года (15 уроков, 4 часа) ориентированы на обучение диалектическому мышлению как канону теоретизации всех наук, что сделает их идеологией прогрессивного общества. Они призваны преодолеть атрибут дураков по Лао Шэ «у каждого из них своя логика» осуществлением проекта английского священника 16 века Р. Гукера – «воспитать новых людей, которые бу-дут отличаться от нас также, как мы от идиотов», что создаст разумное общество, развивающее когнитивный и креативный потенциал народа, идейность как основу его сотрудничества и благополучия в справедливом обществе.