Бог есть Дух (Иоанна 4:24)
Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его. (Римлянам 8:9)
ЧТО такое святой дух? Казалось бы, вопрос довольно простой, но дать на него простой ответ могут немногие. Выступая с проповедью в Австралии, Папа Римский Бенедикт XVI сказал следующее: «Ясное понимание Духа нам, похоже, практически недоступно».
И действительно, на вопрос «Что такое святой дух?» вы, скорее всего, услышите множество мнений, большинство из которых будут довольно туманными.
Откуда такая разноголосица мнений? Все началось с IV века н. э., когда некоторые богословы официально заявили, что святой дух — это личность, в каком-то смысле равная Богу. Однако эта идея не прослеживалась в Священном Писании и была чужда первым христианам. В «Новой католической энциклопедии» отмечается: «Ветхий Завет не дает никаких оснований полагать, что Божий дух — это личность... Божий дух — это просто сила Бога». В том же источнике говорится: «В большинстве стихов Нового Завета дух Бога изображается как нечто, а не как некто; это особенно очевидно в параллелизме духа и силы Бога».
Вполне понятно, почему многим трудно отождествить силу с личностью. Недавний опрос, проведенный в США, показал, что бо́льшая часть людей не приемлет идею о том, что святой дух — личность или «живое существо». Так кто же прав: эти люди или богословы, которые настаивают на том, что «Святой Дух — это Лицо, отличное от Отца и Сына»?
Чтобы разобраться в этом вопросе, необходимо обратиться к Божьему Слову, Библии, в котором содержится исчерпывающая информация о святом духе. Библия никогда не говорит о святом духе так же, как о Боге или Иисусе. Например, в Библии святой дух не имеет личного имени.
Является ли это просто незначительной подробностью? Нет, в Библии имена играют важную роль. Бог подчеркнул значение Своего собственного имени, когда сказал: «Я Иегова, это – Мое имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Исаия 42:8). Значение имени Иисуса Христа было подчеркнуто до Его рождения, когда ангел сказал Марии: «И наречешь Ему имя: Иисус» (Луки 1:31). Если так важно имя Отца и Сына, почему святой дух не имеет личного имени? Уже эта подробность может заставить человека задуматься, действительно ли дух равен Отцу и Сыну. В Еврейских Писаниях или «Ветхом Завете» упоминается „святой дух“ и „дух Мой [Бога]“ (Псалом 50:13; Иоиль 2:28, 29). Мы читаем, что человек может быть исполнен святым духом, что святой дух может быть на нем и объять его (Исход 31:3; Судей 3:10; 6:34). Часть святого духа Бога может быть взята от одного лица и дана другому (Числа 11:17, 25). Святой дух может сойти на кого-нибудь, давая ему возможность совершать сверхчеловеческие подвиги (Судей 14:6; 1 Царств 10:6).
Что можно заключить из таких высказываний? Нельзя, конечно, заключить, что святой дух является личностью. Как может часть личности быть взята от одного лица и передана другому? Кроме того, нет признаков того, что, когда Иисус был на земле, верные иудеи рассматривали святой дух как лицо, равное Отцу. Они определенно не поклонялись святому духу. Нет, их поклонение было направлено исключительно на Иегову, на Того, Которого Сам Иисус называл „Своим Отцом“ и „Своим Богом“ (Иоанна 20:17).
Подобно так называемому Ветхому Завету, та часть Библии, которую называют Христианскими Греческими Писаниями или «Новым Заветом», говорит, что святой дух может „исполнить“ человека или быть «на» нем (Деяния 2:4; Луки 2:25–27). Святой дух „давался“, „изливался“ и „раздавался“ (Луки 11:13; Деяния 10:45; Евреям 2:4). В Пятидесятницу 33 года н. э. ученики получили долю «от» святого духа (Деяния 2:17). В Священном Писании также говорится о крещении святым духом и помазании им (Матфея 3:11; Деяния 1:5; 10:38).
Такие библейские высказывания доказывают, что святой дух не является личностью. Этот вывод подтверждается, когда мы видим, что святой дух упоминается наряду с другими безличными вещами. Например, в Библии говорится, что Стефан был „исполнен веры и духа святого“ (Деяния 6:5). Апостол Павел рекомендовал себя как служитель Бога «в чистоте, в благоразумии, в великодушии, в благости, в Духе Святом, в нелицемерной любви» (2 Коринфянам 6:4–6). Надо сказать, что Библия иногда олицетворяет святой дух. Например, Исаия сказал, что определенные повстанцы «огорчили Святого Духа» Бога (Исаия 63:10). Павел сказал, что дух может быть „оскорблен“ (Ефесянам 4:30). И из ряда мест Писания явствует, что святой дух учит, руководит, говорит и свидетельствует (Иоанна 14:26; 16:13, 14; 1 Иоанна 5:7, 8). Но Библия олицетворяет и другие неодушевленные вещи, как, например, премудрость, смерть и грех (Притчи 1:20; Римлянам 5:17, 21). На самом деле в Священном Писании мысли неоднократно высказываются такими яркими образными выражениями.
Сегодня мы выражаемся в отношении Библии подобным образом, когда говорим, что она говорит что-нибудь или учит чему-нибудь. Применяя такие выражения, мы не подразумеваем, что Библия является личностью. Так же Библия, когда употребляет подобные выражения, не подразумевает, что святой дух является личностью.
Чем же тогда является святой дух? Не лицом. Скорее он является действенной силой Самого Бога, которой Он пользуется, чтобы осуществить Свою волю (Бытие 1:2).
Действующая сила Бога. Не является личностью. Не имеет имени. Не имеет пола. Может разделяться, изливаться. Использовался Богом при сотворении. Плод духа: любовь, радость, мир, доброта, терпение, добродетельность, вера, кротость, самообладание. Эти качества, без святого духа, не возможно проявлять.
..Бог ЕСТЬ Дух! (Святой, Который в Нём! и в Истинных Поклонниках Его! - во Всех Нас, Им ВозРождаемых!..).. (Ин*4:23,24 3:5-8 Еф4:6..)
..В Тот День (ПроЗрения Ума!) УЗНАЕТЕ Вы, Что Я в Отце Моём, и Вы во Мне, и Я в Вас! (Духом! Ин*14:20)
..Утешитель же, Дух Святой, Которого ПОШЛЁТ (УЖЕ ПОСЛАЛ!) Отец во Имя Моё, НАУЧИТ Вас Всему (КАК Любящая Мать!) и НАПОМНИТ(-ИсТОЛКУЕТ) Вам Всё, Что Я ГОВОРИЛ Вам! (от Начала!).. (Ин*14:26)
..Они (Ученики) ХОТЕЛИ ПРИНЯТЬ Его в Лодку; и ТотЧас Лодка ПРИСТАЛА к Берегу, Куда ПЛЫЛИ!.. (Ин*6:21)
..Истину Истинным ГОВОРЮ Вам: Слушающий Слово Мое и Верующий в Пославшего Меня (УЖЕ) ИМЕЕТ Жизнь Вечную (Божию), и на суд НЕ приходит, но ПЕРЕШЁЛ от смерти в Жизнь! (Вечную!).. (Ин*5:24)
..Помышлять о Ней (ПреМудрости Духа Христа) есть уже Совершенство РазУма, и Бодрствующий ради Неё СКОРО ОСВОБОДИТСЯ от забот!.. (Прем6:15)
..Она ЕСТЬ Дух РазУмный, Святой, ЕдиноРодный, МногоЧастный, Тонкий, УдобоПодвижный, Светлый, Чистый, Ясный, Невредительный, БлагоЛюбивый, Скорый, Неудержимый, БлагоДетельный, ЧеловекоЛюбивый, Твердый, Непоколебимый, Спокойный, Безпечальный, ВсеВидящий и Проникающий Все Умные, Чистые, Тончайшие Духи!
Ибо ПреМудрость ПОДВИЖНЕЕ всякого движения, и по Чистоте Своей сквозь ВСЁ ПРОХОДИТ и ПРОНИКАЕТ!
Она ЕСТЬ Дыхание Силы Божией и Чистое Излияние Славы ВсеДержителя: посему ничто оскверненное не войдёт в Неё!
Она ЕСТЬ ОтБлеск Вечного Света и Чистое Зеркало Действия Божия и Образ Благости Его!
Она – Одна (Дух-Свет в Своих!), но может Всё и, ПреБЫВАЯ в Самой Себе, ВСЁ ОБНОВЛЯЕТ, и, ПЕРЕХОДЯ из рода в РОД в Святые Души, ПРИГОТОВЛЯЕТ (ПОРОЖДАЕТ!) Друзей Божиих и Пророков!.. (Прем7:23-27.. Ин*3:6-8.. Фил*1б,28..)
..Отец и Сын – Простые Имена. Дух Святой – Двойное (СвятоСущностное) Имя! (Непостижимое для умо-слепой плоти..)
Ибо Они (ИМЕНА БОГОВ) Повсюду (РАЗНЫ): Они (Отец и Сын Небесные) Наверху (в Славе!), (отец-дьявол и бесы) внизу (в сраме), О(д)ни в Сокрытом, (Благе Святы), они (другие) в открытом (зле грешны).
Дух же Святой (Благ Везде и Всегда!), Он в Открытом, Он ВНИЗУ (СВЕТЯ даже в АДУ, или в адском раю яхве..), Он в Сокрытом, Он НаВерху! (в Просторе РазУма!. СВЕТЯ в Мыслях и Делах ЛЮДЕЙ!.. Фил*33,11 Ин*3:8 20:22,23.. Быт2:9 Ник*21.. ПР3с16,17.,64..)
Смотря в какой системе координат интерпретировать этот вопрос... Святой Дух - это третья ипостась Святой Троицы. Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой! В христианстве, с точки зрения вероучительных документов: Адвокат, Ходатай, Путеводитель христиан. В зависимости от вероисповеданий исходит от Отца и Сына или исходит от Отца через Сына Иисуса Христа. Вопрос "Филиокве" (начало Святого Духа) спорный, это послужило одной из причин разделиться в 1054 году единой Церкви на западную (Католическую) и восточную (Православную). Святой Дух в иудаизме - творческая сила Бога ("Руах") и связана с бессмертной частицей человеческой души, хотя интерпретации могут быть разные...
Свято́й Дух — в христианстве третья ипостась единого Бога — Святой Троицы.
Слово, обозначающее «Святой Дух», имеет грамматический мужской род в русском языке, на латыни. На иврите , и в прочих семитских языках — женского рода, в то время как в греческом — среднего. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Святой_Дух