Кирилл Лежак (thequestion.ru):
Как-то в этих ваших интернетах натыкался на комментарии заядлых «киноманов», которые возомнили себя элитой и отреклись от массового кинематографа. Дескать, все уже лучшее давным давно сняли, а новые режиссеры в подметки Кубрику с Хичкоком не годятся. На резонный вопрос «А что ты тогда смотришь?» ответ был всегда один - «Артхаус».
Артхаус — крайне размытый жанр в кинематографе. Наверное, определяющий фактор — прокат фильма только в специальных кинотеатрах или на фестивалях. Да и главная цель большинства режиссеров таких фильмов - показать, что я не такой как все. Так что не о каких правилах не может быть и речи. Лучшая характеристика 99.9% авторских фильмов: что вижу, то снимаю. Поэтому крайне важно постепенно знакомится с этим странным миром артхауса, а то наткнешься на подобное «Порожденному» , как это было со мной. Но если вы ничего не боитесь,то удачи в свободном плавании.
Начнем с самых основ.
«Андалузский пес»
Если уж говорить о режиссерах, которые являлись крайне странными личностями, то Луис Бонюэль вне конкуренции. Его самый первый фильм «Андалузский пес» можно считать основой авторского кино. К этому фильму приложил руку и император сюрреализма Сальвадор Дали. Самая известная сцена с разрезанием глаза женщины была придумана именно им. Вообще, в далеком 1929 такого понятия как «артхаус» не существовало, вместо него был авангард. Авангард - направление в развитии кинематографа, возникшее в 1920-х годах во Франции, в противовес коммерческому кинематографу. По-моему, под тему сегодняшнего разговора «Андалузский пес» подходит. Сюжета как такового нет. Весь фильм состоит из разных и не связных между собой кадров. Отрубленные руки, муравьи, вылезающие из дырки в руке, полусгнившие ослы и священники, которые привязаны к роялю. Типичное такое авторское кино. Ознакомиться, безусловно, стоит.
Еще из старой школы авторского кино можно отметить Жан-Пьер Дарденна - «Розетта». Фильм 1999 года, получил, 3 пальмовые ветви на Венецианском кинофестивале, но менее каноничным и «старым» в каком то смысле это его не делает. После «Андалузского пса» самое то. Марк Беллоккьо — режиссер, который так и остался в андерграунде и вообще толком неизвестен в нашей стране. «Кулаки в кармане» - первая и самая мощная его картина. Из всех упомянутых фильмов за сегодня, мне он показался самым интересным. Но это так, лирика и субъективизм. Найдешь его на просторах всемирной паутины — честь тебе и хвала.
Если испытаешь аллергию на немые старые фильмы или на слишком затянутые любовные истории, то крайне рекомендую посмотреть Ксавье Долана. Просто он один из самых адекватных и смотрибельных режиссеров в артхаусе. Знакомство и с него можно начать, но с помощью него трудней привыкнуть к скукоте и приемам в духе «я так вижу». Выбираешь любой фильм у него и смотришь.
Спасибо большое, как раз собирался ознакомиться с творчеством Долана.
вон оно что, оказывается, What We Do In The Shadows - артхаус:)