В Турции сейчас идет очень активная кампания подготовки к референдуму по переходу с парламентской на президентскую форму правления. Исход референдума в целом в пользу действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана, но далеко не предрешен — ситуация балансирует на грани 50/50. Поэтому Турция считает очень важным привлечь к этому голосованию за президентскую форму правления турецкие общины в Европе, у которых есть право на голос — это сотни тысяч человек.
Новый вариант турецкой конституции предоставляет очень широкие полномочия президенту, что может сильно изменить ситуацию в стране. По нынешней конституции первым лицом в стране является премьер-министр Бинали Йылдырым, а президент – достаточно номинальной фигурой, как и во многих странах. Эрдоган уже отсидел все премьерские сроки, какие мог, поэтому он не может быть премьер-министром. Вот почему и было все это затеяно.
В преддверии референдума был запланирован целый ряд мероприятий в Европе с участием высших должностных лиц Турции, которые должны были призывать голосовать за президентскую форму правления. Нидерланды посчитали участие турецких официальных лиц в митинге голландских подданных чем-то не совсем правильным. Сначала власти Нидерландов не пустили в страну главу турецкого МИДа Мевлюта Чавушоглу, затем туда пыталась приехать министр Турции по делам семьи и социальной политики Фатму Бетюль Саям Каю, которая прибыла в Роттердам из Германии, но ее тоже не пустили, фактически депортировав из страны как «нежелательного иностранца», хотя она имеет дипломатический статус.
Эрдоган обвинил Нидерланды в фашизме, при том, что Нидерланды, в отличие от многих европейских стран, в фашизме никогда замечены не были. Эрдоган считает расистскими действия голландских властей по отношению к турецким официальным лицам, к лицам с двойным (Турции и Нидерландов) гражданством и в целом воздействие на дела турецкой общины. Это скандальная ситуация, в которой сложно оценить кто прав и кто виноват в большей степени.