1) Артемий Троицкий — “Back In The USSR: Подлинная история рока в России”
Эта книга вышла в 1987 году в Лондоне ограниченным тиражом, а теперь переиздана в России. Это исчерпывающая энциклопедия истории русского рока: от панка в лице Андрея “Свина” Панова до Александра Башлачева, через малоизвестных, но крайне важных представителей жанра — “Ночной проспект”, “Центр”, “Желтые почтальоны”. Немало места в книге уделено процессам: фестивалям, политике, и тому, из чего неизбежно складывался характер рока в СССР. Плюс — потешные и грустные истории, непосредственным участником которых Троицкий был сам. Что самое приятное — книга есть и в аудио-варианте, где все тексты читает автор — а это, учитывая обаяние АКТ, отдельное удовольствие.
2) Максим Семеляк — “Музыка для мужика”
Ким Фаули, великий музыкант и продюсер, вывел в свое время лучшую формулу того, что такое рок-н-ролл. Фаули утверждал, что рок-н-ролл — это секс и идиотизм. Самая увлекательная книга про рок-группу, которая следует этому постулату неукоснительно, написанная в России — про “Ленинград”. “Музыка для мужика” построена по тому же принципу, что и культовая книга про панк-рок “Прошу, убей меня”: прямая речь главных действующих лиц (участников группы, членов семей, сессионных музыкантов, журналистов и просто сочувствующих). Ко всему прочему, это сборник потрясающе показательных и смешных историй: про то, как Шнуров открывал подаренным Сурковым телефоном Vertu пиво, про запои и про Свету Колибабу, которая играла у них на первых порах на аккордеоне.
3) Александр Кушнир — “100 магнитоальбомов советского рока. 1977—1991: 15 лет подпольной звукозаписи”
Одна из удивительно редких книг, которые практически невозможно купить (даже переиздание 2003 года), но зато легко можно скачать в интернете, — о важных и основополагающих альбомах советского рока. К каждому альбому, помимо плейлиста, обложки и прочих выходных данных прилагается история создания, интервью с участниками групп, и милые байки. Что хорошо — можно почитать не только про культовые альбому группы “Кино”, но и про абсолютно забытые номера вроде альбомов Юрия Морозова или группы “Мухоморы” или “Мануфактура”.
Феликс Сандалов — “Формейшн — История одной сцены”
4)Редкая, “узкоспециализированная”, и оттого особенно ценная книга Феликса Сандалова о феномене московского пост-панка 1990-х годов еще не вышла, но уже одной своей темой кажется самой ожидаемой книгой о музыке, написанной за последнее время. Московский экзистенциальный панк — это “Соломенные еноты”, “Лисичкин хлеб”, “Банда четырех”, “Ожог”, — группы по меркам страны не первого, и даже не второго дивизиона, зато те, которым удалось сформировать вокруг себя настоящую, честную, такую, как надо, сцену.
5) “Я не верю в анархию” — Сборник статей о “Гражданской обороне” и Егоре Летове
“Гражданская оборона” всегда была могучей и совершенно загадочной единицей российской музыки. Вышедший давеча фильм “Здорово и вечно”, про ту же группу, собирал полные залы по всей стране, люди требовали дополнительных сеансов, а билеты были раскуплены за несколько недель. Максима Семеляка и Наталью Чумакову, создателей фильма, не раз просили написать книгу, но те отказываются — жаль. Тем не менее, книга, составленная неизвестными авторами, про “Гр.Об” все же вышла: это разрозненные обрывки рецензий на концерты и пластинки, интервью Летова — и копаться во всем этом страшно любопытно.