Самый главный принцип барокко, в отличие от Ренессанса: движение, иллюзорность, игра. Если в Эпоху Возрождения композиция переставляла из себя треугольник, то барокко это круг, овал, вихрь или диагональ. Все эти линии можно встретить как в живописи, так и в архитектуре итальянского барокко.
Так же очень интересно, что в эпоху Возрождения картина внутри была закончена, и мы как бы наблюдали происходящее со стороны. В барокко же мы не зритель, а соучастник. Автор оставляет нам пространство "вход в картину". Сравнение этих двух стилей интересно описано у Г. Вельфлина в книге "Барокко и Ренессанс".
Отличия двух эпох Барокко и Ренессанса великолепно описаны в книге Г. Вельфлина "Ренессанс и Барокко". Видела, что эту книгу рекомендовали вам ранее. Это классика искусствоведения.
Сам стиль возник как ответ на реформацию церкви и раскол. Это был своего рода программный стиль, для того что бы вернуть верующих в лоно каталитической церкви. Соответственно церковь становится главным заказчиком, что не может не повлиять на творчество художников. Барокко зародился как стиль в Италии, и затем распространился по всей Европе. Про раскол церкви хороший фильм Мартин Лютер Кинг
Что любопытно барокко в каждой отдельной стране имеет свои отличия. Например интересно сравнить Петровское Барокко и Итальянское, Или например Голландское. А в России сравните Барокко в Москве и Петербурге, и например еще Сибири.
Стиль барокко в Европе, просуществовал до 18 века, точкой отсчета считают 17 век. В России барокко появляется значительно позже, при Петре I и выглядит «Петровское барокко» несколько иначе, чем в Италии: цветные фасады, больше тяготеет к классической архитектуре и прямым линиям. «Елизаветинское барокко» напротив очень нарядное и пышное с обилием золота и лепнины на фасадах. Барокко в Москве отличается от Петербурга. В Москве барокко ассоциируют с дворянином Нарышкиным, так называемое «Нарышкинское барокко» или «московское барокко». Этот подвид барокко характеризуется эдаким миксом: черты европейского барокко и маньеризма, отголоски готики, ренессанса, романтизма, слившиеся с традициями русского деревянного зодчества и древнерусской каменной архитектуры. Параллельно с «московским барокко» в Москве развивается еще одно течение: Русское узорочье или (москоовское узоорочье). Для узорочья характерно обилие декора на фасаде и окнах, напоминающий резьбу по дереву, обилие затейливых форм – все это было характерно для храмовой архитектуры.
Общая литература по Барокко:
Барокко. 2009 г. (Лабиринт www.labirint.ru
ГнедичП.П. История искусств. Западноевропейское барокко и классицизм. 2006г. (Лабиринтhttp://www.labirint.ru/books/108758/
- Свидерская М. Искусство Италии 17 в. 1999 г.
Бернини
- Лившиц Н.А. Бернини. 1957 г.
Караваджо
- Гиллес М. Караваджо. 2010 г.
Посмотреть:
ВВС: Барокко. От собора Св. Петра до собора св. Павла. 3 серии.
Караваджо. Художественный фильм. Режиссер Анджело Лонгони. 2007 г.
Есть роскошный фильм ВВС "Барокко! От собора св.Петра до собора св.Павла / BBC: Baroque! From St Peter's to St Paul's" (3 серии, 2009) с блестящим Вольдемаром Янушчаком.