Будем использовать в ответе метод современного театра, когда модные режиссера помещают героев в новые декорации или без них иногда и без костюмов, обнажаю нерв героев, переворачивая замысел автора с ног на голову..
Будем цитировать то с чем не согласен и это опровергать.
------------------------------------------------------------------------------------------
"несмотря на незрелость идеи и натянутость в содержании Мцыри"
-------------------------------------------------------------------------------------------
ВГ совсем не понял этой поэмы. По содержанию поэма есть манифест выражения национальных интересов империи на Кавказе, когда надо было отодвинуть границы и защитить христианские кавказские народы от гнета Персии и османов. В это же время у мусульманских народов, с их кровной местью и отсталым культурой, были противоположное мнение относительно появления русских войск. Законы войны были жестоки, заложников брали обе стороны. Есть реальная история о том, как в семье родственника генерала Ермолова воспитывался малыш из аула, который потерял родных. В семье заметили его стремление к рисованию, обучили и послали в Италию на стажировку.Вернувшись, этот художник дважды рисовал портреты Лермонтова. В разговорах поэта и художника вполне могла быть история жизни художника и тема о причинах кавказских войн, которые не были понятны мальчику из аула. И вот, чтобы разъяснить эти причины, поэт создал эту поэму, где все логично: мусульманский мальчик не хочет стать христианским монахом в грузинском монастыре. Убегает, но и встречает опять грузинку, а он ее боится, поскольку у него на родине другая вера! Схватка мцыри с барсом - это аллегория войны мусульманских аулов . с русскими войсками. Но изнурен и обескровлен в этой схватке. Знаний не хватило, чтобы найти дорогу к родине и свободе. Ноги сами привели к монастырю доучиваться. А мучением и смертью героя поэт говорит, что вот какой конец ждет тех, кто не захочет расстаться с обычаями кровной мести и другими дикими нравами. Но перед смертью мцыри никого не проклинает, а значит понял тщетность напрасных усилий.
Понять усилий империи по защите христианских народов и её Национальных интересов либералу Белинскому было не дано. А потому его критика больше похожа на школьное сочинение, чем на глубокий анализ серьезной темы и содержания поэмы.
А то что есть мужские рифмы и женские, которые проходят в школе, многие об этом знают.