Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что общего у этнокультурного феномена "русский мир" русского народа/этноса и внешнеполитического проекта"русский мир"?

ОбществоФилология+3
Vladimir Brusentsev
  ·   · 3,2 K
📢ЯР полезное общение, развитие и объединение...  · 26 нояб 2022
РУССКИЙ МИР
Русский язык, русская культура, соответственно — русский способ мышления, общие для всех представителей ценности, память предков, гуманизм, единство русских, широкая душа и русские не сдаются.
В последнее время много споров на эту тему, потому что вносятся искажения в понятие РМ. И если наблюдается проникновение глобализации везде, то в русскую среду оно идёт со скрипом, отсюда и попытки обесценить тот Русский мир, мешая его с грязью. Русские не сдаются и снаружи РМ не разрушить. Потому стремление обесценить и очернить.
"В современной научной литературе сложилось мнение, что понятие РМ введено в научный оборот П.Г. Щедровицким в 1990-х гг. как реакция на распад СССР и необходимость поиска новых стратегических идей и решений в деле «собирания» разобщенных русскоязычных соотечественников [47, с. 6; 431, с. 6; 436, с. 91; 531, с. 176 и др.]. Соответственно сфера влияния рассматриваемого концепта распространяется на постсоветское пространство, в первую очередь, в части русскоязычных стран «славянского треугольника» – Беларуси, России и Украины.
В самом генезисе понятия РМ выделяют три этапа: конституционного оформления, когда в качестве основы российской политики в СНГ была предложена идея консолидации русскоязычного сообщества (1998); придания идее РМ статуса государственной политики (2001); его институционализации и практического воплощения [531, с. 177; 532, с. 14]. Идеи необходимости поиска и конструирования новой идентичности прорусского мира, выходящего за территориальные границы России, начиная с 1990-х гг., выдвигались и обосновывались М. Гефтером [143], С. Градировским и Б. Межуевым [158; 159; 334; 335; 336], А. Дугиным [187], Г. Павловским [421], П. Савицким [501; 502], В. Цымбурским [613; 614; 615; 616] и др.
В одной из первых программных работ, посвященных данной проблематике, – «Русский мир и транснациональное русское» – П.Щедровицкий открывает перечень многочисленных определений РМ: «Русский мир – сетевая структура больших и малых сообществ, думающих и говорящих на русском языке. Не секрет, что на территории, очерченной административными границами РФ, проживает едва ли половина населения Русского Мира» [662]. Вводя понятие «русского капитала», под которым понимается совокупность «культурных, интеллектуальных, человеческих и организационных потенциалов, выразимых в языковом мышлении и коммуникационных (гуманитарных) ресурсах русского языка», П.Щедровицкий рассматривает РМ не столько как цивилизационное или культурное образование, сколько стратегию поддержки русского человеческого капитала за границами России [662].
«По умолчанию» определив ядром РМ Россию, П. Щедровицкий сразу ставит вопрос о его сетевом, транснациональном статусе: «Чем большему числу отдельных граждан других государств нужна Россия, тем устойчивее позиции России в мире. Основы устойчивости и нужности формирующаяся русская государственность может и должна искать в пределах русского мира, в политике конструктивного развития его мировых сетей» [661]. По сути, заявленная концепция РМ сразу была оформлена как несколько модернизированная, но мало изменившаяся по содержанию «русская идея», смыслом которой является максима «великой Россия»: «Россия может быть великой или никакой» [318], «Россия будет либо великой, либо ее совсем не будет» [476, с. 601]
Концепт РМ в рамках культурно-цивилизационного подхода носит междисциплинарный характер и рассматривается на стыке сразу нескольких отраслей гуманитарного знания: социальной философии, социологии, культурологии, религиоведения, истории. Междисциплинарный характер исследований, с одной стороны, обеспечивает возможность системного анализа и комплексной характеристики рассматриваемого явления. С другой стороны, формируя некоторую стереотипность понятия, обусловил недостаточную разработанность категориальной сетки, наличие ряда внутренних противоречий методологического характера, которые сводятся, как правило, к природе РМ и критериям его идентификации.
Согласно данному подходу, РМ – это особая цивилизация (общность людей и народов), основным признаками принадлежности к которой являются:
  • а) общие ценности, традиции и обычаи;
  • б) русский язык и культура;
  • в) единые представления об общей исторической памяти
  • В качестве отдельного признака в некоторых случаях выделяется самобытность хозяйственной модели, сложившейся в России [403, с. 16; 486, c. 135–136; 487, c. 42–43; 532, с. 217; 564, с. 6–8]. Общинный тип хозяйства и способ производства являются главным отличием экономических систем славянского Востока от западных: «как одно из определений русского мира выступает «коллективизм». Коллективный способ производства… явно показывают нам отличия русского мира от других миров, которым присущ индивидуалистический способ производства общественной жизни» [673, с. 129]. По сути, в рамках культурно-цивилизационного подхода РМ представляет собой идеальный образ России.
Указанные признаки обусловлены историческим развитием русской цивилизации и имманентно присущи, по мнению большинства российских авторов, не только восточным славянам, но и всему русскоязычному сообществу – независимо от национальной, этнической и гражданской принадлежности его представителей [591, с. 36, 158–163]. В совокупности перечисленный набор признаков отсылает к сталинскому определению нации как «исторически сложившейся устойчивой общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры» [555, с. 296].
Основная же сложность концептуализации РМ заключается в том, что, несмотря на то, что подавляющее большинство трактовок и определений РМ оперируют категорией «цивилизации», ее содержательные рамки, при всём множестве существующих теорий и концепций цивилизации, как правило, не раскрываются [10, с. 94, 25; 656, с. 57]. Это затрудняет обоснование как теоретико-методологических оснований изучения рассматриваемого концепта, так и определение возможных критериев отнесения к РМ, поскольку каждый из используемых авторами терминов несет свою, строго определенную смысловую нагрузку…
…«Русская идея» представляет собой идеал, т.е. утопию, но не цель или интеграционный проект. Острой проблемой является также то, что в российской интеллектуальной среде до сих пор нет единого мнения как о будущем, так и прошлом России, поскольку «национальная история всегда писалась с точки зрения будущего»… Одним из следствий указанных процессов становится противоречивое восприятие «русской идеи», причиной которого видится фундаментальное расхождение между архетипическим и бытовым массовым сознанием." — istmat.org/node/58801?ysclid=lay2az7jrh154296980
Важно не дать внедриться инородному и разрушительному, что проталкивают в понятие РМ
Большое спасибо за изложение истории вопроса. Из него неопровержимо следует, что концепция Русского мира - досужее... Читать дальше
Художник, строитель, архитектор, переживший...  · 2 дек 2022
Ничего общего у этих умозрительных понятий нет. Концепция русского мира двигается политическими энтузиастами, но чем меньше они будут туда лезть с грязными ногами, тем легче и проще этому русскому миру будет существовать. 
Умозрительный это значит пустой, не существующий. Но у каждого народа есть свой мир, своя духовность, свое мировозз... Читать дальше
Пенсионер, философ-дилетант, придерживаюсь маркси...  · 1 дек 2022
Общее у них прежде всего то, что они – идеологемы, т.е. некоторые конгломераты идей и представлений запечатлённых в нашем сознании, но весьма опосредованно соотносящихся с реальной действительностью. Не удивительно, что эти... Читать далее
Есть мир чеченский, якутский, марийский. И никого они не напрягают и не бесят. Но стоит упомянуть русский мир не в... Читать дальше
Электрик, электронщик. Не чужд философии и...  · 27 нояб 2022
Что может быть общего у этих совершенно противоположных явлений? Только наш образ мышления и традиции, которые мы хотим сохранить, а "коллективному Западу" в лице США они очень мешают. "Феномен" очень простой: мы стоим... Читать далее
Да… очень мешают. Потешь своё эго.
историк, политолог, искусствовед  · 27 нояб 2022
Что такое этнокультурный феномен "Русский мир", я знаю очень хорошо, много об этом говорил и писал. Все написанное и ряд видеороликов на данную тему находится на моем сайте www.sevastianov.ru. А вот что такое внешнеполитический... Читать далее