Считаю,что ответить на вопрос должен настоящий граффити-художник, но кое что скажу и сам.
В зарождающемся движении граффити 80-х рисунком подчеркивали принадлежность территории к какой либо из банд. В основном на граффити изображено (закодировано) имя художника (его псевдоним или кличка) или же какой-либо манифест уличной философии (самый известный https://ru.wikipedia.org/wiki/A.C.A.B.)
Сложность чтения граффити связано с появлением новых авторских стилей исполнения (в последнее время их стало ну очень много и рассказать о каждом кратко не получится), а именно растущей популярности динамичных стилей (которые сначала использовались для разрисовки вагонов метро, идея в том чтобы смотреть на движущуюся картинку).
Сейчас же, в первую очередь граффити - это способ самовыражения, поэтому качество и мастерство работы напрямую связано с репутацией художника. Никто не ограничивает художника массово рисовать простые работы для "узнаваемости" имени, но настоящее уважение от других мастеров можно получить лишь выполнив высокоуровневую работу в экстремально опасном месте (для этого даже используют альпинийское снаряжение).
Люди тратят свое время и усилия в прежде всего потому что они уличные художники, их творения могут являются частью общественной культуры и могут стать общественной достопримечательностью, что согласитесь очень приятно.
Завершить ответ хочу цитатой известного британского граффити художника Banksy:
Граффити побеждает прочие виды искусства, потому что становится частью города, инструментом ориентирования. Типа: «Я буду ждать тебя в том пабе, где через дорогу эта стена, на которой нарисована обезьяна с бензопилой»
В Латинской Америке можно увидеть настоящие граффити-картины, а еще местные граффитисты любят писать философские мысли. Мне нравится, гуляешь по городу, читаешь, задумываешься...