Теперь Кью работает в режиме чтения

Мы сохранили весь контент, но добавить что-то новое уже нельзя

Что нужно знать, чтобы быть интересным собеседником?

ПсихологияОбразование+2
Nika Ro
  ·   · 28,3 K
Стараюсь возделывать свой сад.  · 25 мар 2019  ·
id

Для меня таким  собеседником был Сергей Смолицкий. Мы не раз с ним сталкивались в словесных баталиях и было интересно наблюдать за поворотами  мысли этого неординарного человека, обладающего  большим интеллектом ,  солидной эрудицией и серьёзным жизненным опытом. Вот образец одной из наших с ним полемик. 

"110 лет Аркадию Петровичу Гайдару

Сергей Смолицкий:
Сегодня (22-01-2014) 110 лет со дня рождения Аркадия Петровича Гайдара, автора книг, на которых выросли едва ли не все мы. Светлых, добрых и искренних. «Чук и Гек», «Голубая чашка», «Судьба барабанщика», книг, как стало понятно много позже, не до конца прочитанных. А уж «Тимур и его команда» - это же произведение, давшее начало многолетнему массовому движению. И хотя было в нем потом много формально-бюрократического, но было ведь и настоящее.
Когда его читали 60 лет назад, он воспринимался однозначно советским писателем, едва ли не певцом режима. Однако режима нет, а книги остались. Потому что главное в них - честность, преданность, дружба. И вера в людей.
То, кстати, чего сейчас так сильно не хватает.
Думаю, пересказывать содержание его произведений, как и открывшиеся страшные подробности его биографии смысла нет, они известны всем, кому небезразлична литература вообще и родная в частности. Если кому-нибудь что-то неизвестно, искать не нужно, информация доступна в один клик.

Если говорить о "Голубой чашке", "Чуке и Геке" и "Горячем камне", то там все просто, ясно и понятно. Но уже "Школа" или "Судьба барабанщика" заставляли помучиться. Не так там все просто. И главные герои далеки от святости. Да и самая хрестоматийная вещь - "Сказка о Мальчише-Кибальчише" - разве можно про нее сказать, что добро торжествует и зло наказано? В широком плане, оно конечно, торжествует, но Мальчиш-то погиб. Вот эта цена за всеобщее добро - жизнь, добровольно принесенная в жертву, помню, это было очень сильное впечатление.
И дорога правды и справедливости у Гайдара совсем не проста и не легка. У него почти везде (разве что только не в "Голубой чашке") перед героем ставится проблема морального выбора. Так что все вместе и дружно, да, но каждый должен в какой-то момент делать трудный шаг, когда один и рядом никого нет.

Владимир Медведков :
Мне кажется, Сергей, что те высокие материи, о которых Вы ведёте речь, вряд ли задевали юных читателей книг Гайдара.

Сергей Смолицкий:    
Конечно в  5 - 8 лет, когда это положено читать, мало кому в голову приходят подобные соображения.

Владимир Медведков :  
Вот как раз потому, что в головы малышей ещё не приходят упомянутые соображения, то вместо них приходит вера. И устраивается так удобно, что соображения, которые приходят в более зрелом возрасте, ей уже никак помешать не могут.

Сергей Смолицкий :  
Ну, во-первых, если человек в развитии своем ограничивается идеями, усвоенными в 5 - 8 лет, и после этого никакие соображения в голову уже пробиться не могут, то это не тот случай, который обсуждают люди, интересующиеся литературой.
Во-вторых, вера Гайдара не так уж плоха: если кратко, то основополагающие идеи его книг - что нужно быть добрым к людям, готовым жизнь положить за друзей, и что нужно любить свою Родину. Что плохого в такой вере?
И в-третьих, такой непохожий на Гайдара писатель, как Экзюпери, написал: "Умирают только за то, ради чего следует жить", и Гайдар показывает это на примере Мальчиша.

Владимир Медведков:    
Мне показалось, Сергей, что наша веточка диалога касалась не веры Гайдара, а веры малышей, которые читают его книги. Ещё раз хочу внятно повторить, что ни соображения, ни идеи не усваиваются людьми, которым ещё только 5-8 лет. Но зато вера вполне уверенно находит в головах малышей своё место. В дальнейшем даже если вера и укрепляется в людях, то они конечно в состоянии воспринимать разные идеи, но, как правило, вытеснить веру эти идеи уже не могут.
Далее. Вы, по сути, веру Гайдара приравниваете к "основополагающим идеям его книг". Думаю, что эти "основополагающие идеи" в лучшем случае проистекают из его веры, но сами верой как таковой не являются.
Теперь о смысле смерти Малыша. Для убедительности Вы приводите цитату из Экзюпери. Я тоже хочу привести цитату. Из Евгения Замятина :" Забудь что ты грамм, но помни, что ты - миллионная часть тонны!" Т.е. главное не то, что ты - человек -личность, а то что ты человек-фунция. Как раз убеждённость в том, что главное  предназначение человека - это служение некой высшей цели-идее, ради которой стоит отдать свою жизнь - и была главным звеном в вере Гайдара и таких, как Гайдар. Смерть Малыша и декларирует эту идею, и показывает её во всей красе. Одновременно призывая остальных Мальчишей к подобной жертвенности.

Сергей Смолицкий:    
По-моему, Вы приписываете Гайдару идеи, которых у него не было в помине, но были в обилии у тех, кто его усиленно внедрял в сознание. Но внедрители - всегда извратители.
Я не нахожу также, что идеи книг Гайдара сильно расходились с его собственной верой. Дело в том, что сколь бы ни был изощрен писатель, не так трудно увидеть из его текстов, пишет он "по велению души и сердца", или транслирует идеи, которые считает нужными и полезными (это называется словом "конъюнктура"). Гайдар - очень искренний писатель. Когда его читаешь, это чувствуется, что называется, кожей.
А про винтики у него, кстати, нигде нет. Наоборот, у него всегда, во всех произведениях герой поставлен перед сложным нравственным выбором и делает его сознательно. А сознательно отдать жизнь за великую цель-идею - с величием такого выбора еще никто не спорил. Этот выбор считался великим и почетным и в античные времена, и у христиан, и в русской литературе есть много тому примеров - от «нет больше любви той, чем положить жизнь за други своя…» до "нет уз святее товарищества".
Гайдар - писатель-гуманист, живший в тоталитарную эпоху.

Владимир Медведков:    
Мне не совсем понятно, Сергей почему Вы противопоставляете творение "по велению души и сердца" "транслированию идей, которые писатель считает нужными и полезными". Да ещё это "транслирование" обзываете конъюнктурой. Вот если писатель тиражирует идеи, к которым сам совершенно равнодушен, то к нему можно примерить платье конъюнктурщика. А если "душа и сердце" писателя солидарны с идеями, то создание книг, в которых эти идеи содержатся, и будут этой самой трансляцией.
Не буду спорить с тем, что Гайдар -"искренний писатель". Но чему  его качество в моих рассуждениях противоречит?
Про винтики у Гайдара, можно сказать, ничего и нет. Хотя я, правда, говорил не о винтиках, а о человеке-функции. Но всё-таки попробую привести цитату, которая, на мой взгляд, говорит о возможности делать такие выводы. "Летчики летят высокими путями. Капитаны плывут синими морями. Плотники заколачивают крепкие гвозди, а у Сергея на ремне сбоку повис наган. Но она (Натка) теперь не завидовала никому. Она теперь по-иному понимала холодноватый взгляд Владика, горячие поступки Иоськи и смелые нерусские глаза погибшего Альки. И она знала, что все на своих местах и она на своем месте тоже. От этого сразу же ей стало спокойно и радостно". Это - из "Военной тайны".
Просмотрел ради интереса эту повесть, не надеясь особо на свою память.
Вы утверждаете - "у него (Гайдара) всегда, во всех произведениях герой поставлен перед сложным нравственным выбором и делает его сознательно". Подскажите мне в таком случае, кто из героев "Военной тайны" стоит перед этим самым "нравственным выбором"? И в чём заключается этот выбор? В этой повести практически каждый герой, включая самых юных, предельно чётко представляет окружающий мир. Мир друзей и мир врагов. И программа действий опять же чёткая - друзьям помогать, а врагов – уничтожать (часто и в прямом смысле). А враги, кстати, везде - в памяти, вокруг пионерского лагеря, в сказках, в перспективе... И чтобы врагов крепче ненавидеть и чтобы сильнее любить свою советскую Родину, нужно, чтобы больше было смертей. Чтобы убивали враги таких людей, которые нам, читателям, наиболее симпатичны. Да Гайдар и сам об этом говорит. "Ну, так я вам откровенно скажу, что мне, когда я писал, было и самому так жалко, что порою рука отказывалась дописывать последние главы. И все-таки это хорошо, что жалко. Это значит, что вы вместе со мною, а я вместе с вами будем еще крепче любить и Советскую страну, в которой жил Алька, и зарубежных товарищей, тех, которые брошены на каторгу и в тюрьмы. И будем еще больше ненавидеть всех врагов: и своих, домашних, и чужих, заграничных, - всех тех, что стоят поперек нашего пути, и в борьбе с которыми гибнут наши лучшие большие и часто маленькие товарищи". Где здесь тот гуманизм, о котором Вы говорили?
О том, чтобы жизнь отдать за великую идею - я даже и боюсь говорить. Для этого понадобится отдельный большой разговор.

Сергей Смолицкий:    
В отличие от Вас, "Военную тайну" давно (очень давно) не перечитывал. Но, думаю, что главный нравственный выбор в ней - у героя сказки про Мальчиша. Это для меня - центральный эпизод.
Вообще, я не очень понимаю, что именно у Гайдара вызывает Ваше несогласие. То, что его гуманизм зиждется на советской идее? Ну и что? Добрый и хороший мир своих и злой, страшный мир чужих - художественная обстановка, присущая далеко не только советской литературной традиции. Что для героических, романтических произведений обязательны враги и чья-нибудь смерть, ну да, без этого не бывает подобных произведений.

Владимир Медведков:    
Мне представляется, что нравственный выбор предполагает, как минимум, наличие двух возможных вариантов поведения, которым предшествуют размышления. И они основаны именно на нравственности. Т.е. герой старается в данном случае выбрать такой вариант поведения, который не будет в дальнейшем постоянно бередить его совесть. Но ни у одного героя "Военной тайны", включая легендарного Мальчиша, не было ни долгих, ни коротких размышлений по поводу биться с врагом или не биться. Вариант был ЕДИНСТВЕННЫЙ. Безальтернативный. Если вообще говорить о нравственности, то она предполагала по тогдашним меркам нравственным то, что служит интересам и делу рабочего класса. С категориями Добра и Зла в их традиционном понимании такая нравственность практически не связана. Поэтому и о гуманизме в его опять же традиционном понимании в данном случае говорить не стоит.

Сергей Смолицкий:    
Выбор у героев "Сказки о Мальчише-Кибальчише" очевиден: идти воевать с буржуинами или идти к буржуинам, как Плохиш. То, что герои делают выбор без долгих размышлений, никак не может отрицать его наличия. Просто у одних художественных героев (как принц Гамлет) этот выбор растягивается на 5 актов, собственно, этот выбор и является предметом действия; у других он совершается мгновенно. Но он, тем не менее, есть. И если человек делает выбор не раздумывая, он все равно делает его.
Художественное произведение нужно судить не в понятиях "традиционного понимания добра и зла", а по "законам, им самим [писателем] над собою признанным" (А.С.Пушкин). Вы что, героев Иллиады тоже предлагаете судить в категориях "Добра и Зла в их традиционном понимании"? Или Стеньку Разина из песни "Из-за острова на стрежень"?
И последнее: говорить, что "дело рабочего класса" вовсе не связано с нравственными категориями, я бы не стал. Для очень многих его адептов начала ХХ века это "дело" было напрямую связано с понятиями справедливости, восходящими едва ли не к первохристианам, хотя сами они могли так не считать. А желание установить справедливость силой, оно, к сожалению, в крови у многих гомосапиенсов. Большевики не первые и, увы, не последние. И социалистическая идея, кстати, оказалась довольно-таки плодотворной - в тех странах, которые внедряли социализм частично и без кровопролития.

Владимир Медведков:    
Вы говорите, что наши герои делают выбор без "долгих размышлений". Но ведь это, мягко говоря, явная натяжка. На самом деле они вступают в бой вообще без размышлений. А Плохиш не вступает в бой и тоже без размышлений. Единственное, о чём он думает -  каким способом нанести наибольший урон мальчишам. Чтобы его потом буржуины с радостью приняли и отблагодарили. Вы вспомнили о необходимости судить о художественном произведении по законам писателя. Но для начала скажу, что редкий писатель эти законы чётко озвучивает. Читатель сам вынужден доходить до их сути. Вполне возможно, и ошибаясь в рассуждениях на этом пути. Вот, к примеру, Ваши, Сергей, выводы о том, что в каждом произведении Гайдара герои стоят перед нравственным выбором - они на чём основаны? На мой взгляд, не ставил писатель такую задачу перед своими персонажами. Шестилетние мальчишки и девчонки у него уже нацелены на подвиг во имя идеи. Без всяких рассуждений. Более того, мне кажется, что подобные рассуждения у героев вполне могли бы потянуть на трусость, а то и на предательство.
О возможности "суда" над героями "Илиады". Тут, Сергей, налицо забавная вещь. Вы бросаете мне некий упрёк в том, что я предложил бы и древнегреческих героев мерить традиционными мерками. Внятно заявляю, что я бы такое предлагать не стал. А также не хочу мерить советских гайдаровских героев такими мерками. Парадокс как раз в том, что это по сути ДЕЛАЕТЕ Вы. Мораль 30-х годов - это особая мораль, как, впрочем, и мораль греков времён Троянской войны. Сегодняшний гуманизм распространяется на ЛЮБОГО человека. Даже закоренелого преступника в нашей стране не казнят. Нахождение преступника в местах заключения подразумевает не только его наказание, но и возможность исправления. Советский же гуманизм распространял своё действие на СВОИХ, но никак не на врагов. Точно также обстояло дело с гуманизмом и у древних греков. Поэтому, рассуждая в частности о советской литературе 30-х годов прошлого века, нужно помнить не только о законах, по которым писатель создаёт свое произведение, но и о законах, и о моральных нормах того времени.
О нравственности "рабочего класса". Да, это дело связано с нравственностью. Но, исходя из ленинского постулата, нравственно именно то, что служит делу и интересам рабочего класса. Справедливость, я полагаю, тоже должна была этому делу соответствовать. По сути большевиками была создана новая мораль, руководствуясь которой можно было совершить не только великие достижения, но и великие преступления. И чувствовать себя при этом правыми и ни в чём не виноватыми. А если отдельные большевики и плакали по ночам, то особо это на ситуацию в стране не влияло. Помните знаменитое выражение Берии :"Моральные столбы подрублены..".
О социалистической идее. Да, она оказалась действительно плодотворной. Но эта идея достаточно широка и глубока. И каждый, кто пытался претворить её в жизнь, понимал её на свой лад. Даже в стане российских большевиков. Что уж тут говорить о зарубежных социалистах. Потом крайне важна не только идея, но и те средства, которые используются при её реализации. И отношение к человеку. Как раз в ряде зарубежных стран исповедовался гуманизм как таковой, а у нас в стране, как уже было сказано, гуманизм был особого характера. Поэтому и результаты вышли, мягко говоря, различные.

Сергей Смолицкий:    
Владимир, мы с Вами пишем одни слова, вкладывая в них разный смысл. Суть спора - только в этом.
1. Я говорю о ВЫБОРЕ, а Вы - о размышлениях по поводу выбора. Они могут быть, но их может и вовсе не быть, если человек сделал выбор давно, заранее. Произведение предлагает выбор - Кибальчиш или Плохиш. Каждый из них выбрал свой путь. Нам не показан ПРОЦЕСС выбора (то, что Вы называете "размышлением"), но выбор-то сделан. У одного один, у другого - другой.
2. Писатель никогда (почти никогда) не декларирует законов своего произведения. Их должен понять читатель, приняв их или нет.
3. Древних греков я помянул не для того, чтобы сказать, что в Элладе была другая мораль, а для того, чтобы сказать, что в ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ мораль строится не так, как в реалистическом или романтическом произведении. Жанр другой.
Вы смотрите вестерны и сопереживаете их героям. Причем в американских вестернах индейцы - коварные злодеи, а в восточногерманских на роли злодеев уже белые. Но судить поведение героев вестерна с точки зрения исторической морали глупо. Произведение сделано хорошо, если Вы верите тому, что видите на экране (или читаете на бумаге), сопереживаете, болеете за "наших". А кто эти наши в историческом плане не так важно. Судить художественное произведение нужно в его собственных рамках. Это и будут "законы, заданные автором".
Мир героев Гайдара для меня осязаем и жив. Я сопереживаю, когда читаю, тем, кому он хотел, чтобы я сопереживал. Я ВЕРЮ в этот мир. Это - художественная правда.
А насколько она совпадает или нет с правдой исторической - совсем другой вопрос.

Владимир Медведков:    
1.О выборе. Я, Сергей, скорее говорю не о размышлениях по поводу выбора, а об ОТСУТСТВИИ выбора как такового. То, что предлагает Гайдар и Вы вслед за ним - это ВЫБОР БЕЗ ВЫБОРА. Мальчиши поступают так, как поступали сначала их отцы, а потом - старшие братья. Это - стереотип поведения, дань традиции. Каждый делает то, что ему должно делать, т.е., как уже было сказано ранее, - выполняет свою функцию.
2.О законах произведения. Да, нам, читателям, нужно понять эти законы. Желательно при этом не ошибиться.
3.О "строительстве морали" в произведении. Не думаю, что мы имеем право вести речь о подобном строительстве. Создание морали по плечу только большим сообществам людей. И процесс этот достаточно долгий. И он явно не по силам отдельному человеку, в том числе и писателю. Вместе с тем автор вполне может заставить читателя полюбить одних героев и испытывать негативные чувства по отношению к другим персонажам. Вы, правда, говорите, что "глупо судить героев с точки зрения исторической морали". Не уверен, что термин "историческая мораль" имеет право на существование, но согласен с тем, что мораль, тем не менее, исторична в том смысле, что она меняется с течением времени. И  мы "судим" литературных героев независимо от жанра на основе морали. Или сегодняшней или той, которая была во времена, когда создавали произведение.
4. Об исторической правде. Я, по-моему, о ней пока не говорил. Речь у меня шла о морали в то или иное время и о том, что автор практически всегда в своих произведениях привязан к морали. Независимо от его, автора, личных писательских законов".

Не представляю    кто  теперь   читает   Гайдара     .  И  как    дети   теперь  воспринимают   буржуев  , против... Читать дальше

Эта тема обсуждалась в сообществе "Манускрипты" и были вопросы, подобные Вашему. Учителя - участники сооба написали, что Гайдар есть в школьной программе. Берут, по-видимому, его произведения, где степень политизированности мала.

Поэт, фотограф, создатель архива "Книжница"...  · 28 сент 2017  · n-e-v-e-r-t-h-e-l-e-s-s.com
На последних больших посиделках, в которых я принимал участие, в особенных подробностях были покрыты следующие темы: • Что такое "ризома" в собственно ботанике, и почему Делёз и Гватари идут нафиг. • Как получилось, что... Читать далее
Есть какие-то линки на пруфы на топик про панков с мидвеста? ПС. Постдоки гуманитарии которые серьёзно обсуждают... Читать дальше
Главный редактор литературного журнала Покет-Бук  · 1 дек 2017  ·
pocketbook
Помнится, Рокфеллер сказал: "Если Ваша цель стать богатым, Вы им не станете". Стать интересной личностью вообще значит создать видимость, за которой пустота. Пустота обязательно будет обнаружена, стоящие люди от Вас отвернутся... Читать далее
Да, это правда, я согласна с Вами. Но вдруг, ты был интересным, а потом перестал. Что тогда? Не узнавать как... Читать дальше
Специалист по Недвижимости, Риелтор.  · 30 сент 2018  · rrealty.me

Не обязательно быть эрудитом и разбираться во множестве вещей, лучший собеседник тот,  кто заинтересован в том, что ты рассказываешь, кто умеет слушать и «слышать» и тот кто умеет задать нужный вопрос.

Отвечу на любой вопрос по недвижимости! Перейти на vk.com/rykovrealty
Так себе лесник  · 14 янв 2018
Интересного собеседника отличает общий уровень эрудиции и широкий кругозор. Очень ценным умением является способность поддержать разговор на интересующую тему, не навязывая свое мнение другому человеку, а также спокойно... Читать далее
Творческая натура  · 19 февр 2017
Прежде всего, чтоб им стать, надо быть эрудированным. Не обязательно владеть всеми знаниями мира, но чем больше Вы читаете книг, смотрите фильмов, посещаете музеев, тем, как бы ни банально б звучало, Вы обретаете больше знаний... Читать далее
Кулинария, Франция  · 30 сент 2017

Как и во всех прочих веках - слушать, задавать уточняющие вопросы "в круге интересов" того,  кто с тобой говорит... Бывает, если правильно помолчать, то по итогам тебя будут считать очень интересным собеседником :)

Учусь на филолога. Люблю Тарантино.  · 27 сент 2017

Мне кажется, понятие ' интересный собеседник' означает человека, который обладает большим количеством новой или необычной информации. Это не зависит от каких-то конкретных тем.

Виртуоз личностного развития, майндфулнесс-коуч  · 27 сент 2017  ·
mariabaichurina
Мне кажется, важно самому интересоваться тем, что происходит, проявлять интерес к людям, к явлениям, такое притягивает интерес других.  Есть несколько уязвимых тем, которые могут сработать обратным образом - политика, религия... Читать далее
Редактор, филолог, люблю джаз  · 9 июн 2016
Единственный по-настоящему рабочий трюк - говорить не о себе, а о собеседнике: проявлять заботу, спрашивать о том, что его интересует, что он читал, видел, как съездил куда-то, что он думает о том или ином событии и так далее... Читать далее
Я с вами не соглашусь, какой толк в общении, если заботишься только о собеседнике? Идеально - найти золотую... Читать дальше